Госрегистрация прав на объект: налоговая зависимость

Госрегистрация прав на объект: налоговая зависимость

25.03.2008 распечатать

Компания, которая оттягивает момент госрегистрации недвижимости или земельного участка, на первый взгляд, только выигрывает. Ведь оснований платить налоги по таким объектам попросту нет. Однако представители Минфина подобную оптимизацию уже давно внесли в черный список. Не отстают от них и специалисты ФНС, которые под это дело утвердили новую редакцию Методических указаний по постановке организаций на учет по месту нахождения недвижимости.

Налог на имущество

По большому счету, о том, что затягивание процесса регистрации прав на объекты недвижимого имущества (хотя фактически они вовсю используются организацией) должно рассматриваться как уклонение от налогообложения, Минфин и ФНС заявили уже достаточно давно (см. письмо Минфина от 27 июня 2006 г. № 03-06-01-02/28, письмо ФНС 25 августа 2004 г. № ШС-14-2М21 ДСП). И, как показывает практика, в подобных случаях уплатить налог будет гораздо безопаснее. Однако, если речь идет об имуществе, которое находится в другом субъекте Российской Федерации, то при отсутствии госрегистрации прав на него у фирмы просто-напросто не возникает необходимость становиться на налоговый учет в этом регионе. Разберемся поподробнее.

Напомним, что налог на имущество является региональным и имеет свои особенности уплаты. Так, в письме от 20 декабря 2007 г. № 03-05-06-01/145 финансисты пришли к выводу, что он может перечисляться тремя способами. По месту нахождения головного офиса уплачивается налог в отношении всего имущества, учитываемого на его балансе, за исключением недвижимости, которая находится на территории других субъектов Федерации. Аналогичным образом уплачивается налог по месту нахождения обособленного подразделения с отдельным балансом. А вот в отношении недвижимого имущества в других регионах налог необходимо уплачивать по месту «обитания» самого имущества. Предусмотрено Налоговым кодексом и соответствующее основание для постановки на учет в местной налоговой — по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 83 НК). Однако, если обратиться к пункту 5 статьи 85 Кодекса, то в подобных случаях налоговики ставят компанию на учет только на основании сведений, полученных из органов Росрегистрации. Ведь организация подлежит постановке на учет по месту нахождения того недвижимого имущества, которое принадлежит ей на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, требующих госрегистрации.

Именно этой проблемы и коснулись изменения, внесенные налоговиками в Методические указания «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества», новая редакция которых доведена до сведения инспекций письмом ФНС от 25 января 2008 г. № СК-6-09/49. По мнению контролеров, «представляется возможным», чтобы при возникновении обязанности по уплате налога на имущество фирма сама сообщала об этом в налоговую, подав соответствующее заявление или просто письмо, написанное в произвольной форме. Тогда ревизоры поставят ее на учет «условно», используя основной ИНН, но временный КПП. А при поступлении из уполномоченного ведомства сведений о регистрации соответствующих прав фирмы на недвижимость налоговики просто изменят временный код постановки на учет на постоянный.

Строго говоря, подобный «учетный» порядок со сменой кодов был предусмотрен и в прежней редакции Методических указаний (письмо ФНС от 26 июня 2006 г. № ШТ-6-09/634@). Непосредственным новшеством является именно упоминание о неком заявлении от самой компании.

Земельный налог

В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Уже из этого определения понятно, что основанием для взимания налога на землю должен являться документ, подтверждающий подобные права, а следовательно, их государственная регистрация. То же самое утверждает и Минфин в письме от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37, добавляя при этом, что в отсутствие госрегистрации таким основанием могут послужить правоустанавливающие документы, которые для нее необходимы.

Кроме того, как и в случае с налогом на имущество, Минфин, а вслед за ним и налоговики, не преминул заявить, что намеренное уклонение от госрегистрации прав собственности на землю не только не освобождает фирму от необходимости уплачивать земельный налог, но и является налоговым правонарушением (письмо Минфина от 29 декабря 2007 г. № 03-05-05-02/82, письмо ФНС от 7 февраля 2008 г. № ШС-6-3/79@). Финансисты подчеркнули: несмотря на то что регистрация прав собственности носит заявительный характер, она, тем не менее, является обязательной процедурой. Следовательно, избегая госрегистрации земельного надела (полученного после введения в действие Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ), фирма тем самым уклоняется и от уплаты налога. Посему, указывают представители главного финансового ведомства, в подобных ситуациях следует привлекать компании к ответственности по статье 122 Кодекса как за умышленное налоговое правонарушение.

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.