Продолжаем публикацию статьи о том, как налогоплательщиков переключают на Унифицированный приемный программный комплекс «ГНИВЦ Прием-Регион». Начало статьи - здесь. " />ФНС хочет избавиться от спецоператоров? Часть 2 - Бухгалтерия.ru
ФНС хочет избавиться от спецоператоров? Часть 2

ФНС хочет избавиться от спецоператоров? Часть 2

08.12.2010 распечатать

Продолжаем публикацию статьи о том, как налогоплательщиков переключают на Унифицированный приемный программный комплекс «ГНИВЦ Прием-Регион». Начало статьи - здесь.



Законно или нет?


Похоже, в построении системы передачи данных у ФНС есть метания, которые вводят в заблуждение налогоплательщиков. Безоператорный способ связи не закреплен ни в каких документах, тем не менее, на практике он существует, хотя законы и официальные комментарии чиновников налоговой отрицают его легитимность. Основные требования к процессу обмена данными содержатся в статье 80 НК РФ и в приказе МНС России № 169, в которых четко установлена роль спецоператора, и иной способ передачи документов не описан. Для снятия напряженности между ИФНС и организациями-налогоплательщиками заместитель руководителя ФНС Николай Мельников  в одном из интервью заявил, что «технология сдачи отчетности через Интернет… подразумевает наличие специализированного оператора связи, который предоставляет услугу… Существует две проблемы у безспецоператорной сдачи. Во-первых, она нигде не прописана и не узаконена, то есть в приказе 169 четко определено: сдачу отчетности осуществлять через спецоператоров. Второе – при сдаче документов напрямую не выполняется функция фиксации времени и даты сдачи отчетности».

Таким образом, действующие законы не предполагают исключения из цепочки при передаче данных спецоператора. В то же время сдача документов «напрямую» находит поддержку среди сотрудников инспекций. В налоговых органах к безоператорной отправке файлов относятся лояльно (даже к тому, что документы часто доходят до инспекторов с опозданием в несколько месяцев). Но секрет терпимого отношения к новомуспособу кроется в том, что в случае передачи данных напрямую налоговики имеют возможность закрывать глаза на собственные ошибки, так как именно они (а не спецоператор) фиксируют в этом случае дату подачи декларации. При возникновении конфликтной ситуации между налоговой и бухгалтером не остается независимого арбитра, в качестве которого выступал спецоператор; в результате при работе с инспекцией напрямую налогоплательщик всегда априори не прав.
«Если говорить о передаче данных напрямую, то отчетность нигде не теряется. Но процесс выстроен так, что сейчас декларации отправляются, как правило, в крупнейшие инспекции. Получая от компаний документы, «крупнейшие» перенаправляют их по месту нахождения обособленных подразделений. Иногда файлы доходят только через полгода. В этом случае инспекциейпишется письмо, что документыпересылалисьсогласно установленному сроку и их можно зарегистрировать в системе по дате их поступления в крупнейшую инспекцию. Причины этой проблемы кроются, скорее всего, в человеческом факторе, в том, что из одного подразделения налоговой не считают нужным вовремя пересылать данные в другое», – рассказывает налоговый инспектор Инна Ломакина. Вроде бы все декларации доставлены в налоговую; но проблема в этом случае состоит в том, что за время, пока отчетность «гуляет» по кабинетам налоговой инспекции, контролеры имеют полное право блокировать счета организации. При этом бухгалтеру придется самостоятельно доказывать, что он вовремя отправлял файлы инспекторам, и брать подтверждающие этот факт справки все в том же налоговом органе.


Гарантия доставки


Сейчас ответственность за доставку отчетности в налоговую несет спецоператор. Факты потери файлов при пересылке последнее время случаются все реже. Поставщики услуг передачи данных в электронном виде постоянно совершенствуют свои системы, для того чтобы полностью исключить случаи потери файлов. Один из спецоператоров внедрил услугу «гарантированной доставки», которая разработана таким образом, что документы не могут быть потеряны. Файлы уходят с рабочего компьютера бухгалтера только тогда, когда адресат подтверждает их получение. При этом все зарегламентированные подтверждения о получении данных не отменяются, поэтому компания может быть уверена, что отчетность поступила в налоговую в срок.
По уверениям спецоператоров, ситуации с потерей отчетности решаются сегодня достаточно легко: «Конфликты урегулируются чрезвычайно просто: налогоплательщик обращается к поставщику услуги – к тому, у кого он купил систему, и спецоператор уже сам занимается выяснением обстоятельств, по которым файлы не были доставлены». В большинстве случаев проблема и решается руками специалистов-спецоператоров, которые выезжают в инспекцию и находят в компьютерных программах потерянные файлы. Самой частой причиной, по которой документы не доходят до налоговиков, становится то, что отчет может быть просто не разнесен по инспекции (квитанция налогоплательщику направляется после того, когда данные из АРМа, установленного в инспекции, попадают к сотрудникам ИФНС). Сбои происходят в период «пиковых» нагрузок, когда бухгалтеры массово сдают отчетность. В работе с компьютерными технологиями такую возможность нельзя исключить, но можно себя подстраховать. Потеря отправленного файла не доставит компании серьезных хлопот, если бухгалтер вовремя заметит отсутствие уведомления от налогового органа о принятии документов. В дни сдачи отчетности телефоны в инспекции будут раскалены, и узнать, где все же застряли файлы, вряд ли удастся, поэтому сообщить о случившемся лучше непосредственно спецоператору, который решит проблему намного оперативнее. А вот если бухгалтер не заметит отсутствия ответного письма, узнать о том, что файлы потерялись, он рискует уже после того, как счета компании будут заблокированы.
Регистрация документов в ИФНС проводится по дате отправки отчетности. Получается, что при потере файлов налоговикам требуется подтверждение того, что документы были высланы вовремя. «Налогоплательщик приносит в ИФНС документ от спецоператора с информацией, что он отправлял отчетность. Налоговая обязана фиксировать дату представления отчетности по дате, которая указана в подтверждении спецоператора. В нашей практике не было ни одного случая, когда компания, имея на руках такое подтверждение, наталкивалась на непонимание инспекторов. В налоговых органах, как правило, стараются не раздувать конфликт, и в случае обнаружения затерявшейся отчетности считают ее представленной в день, указанный в выданном спецоператором подтверждении; если же найти файлы не удалось, просят выслать их еще раз и вносят в программы без нареканий и штрафов, связанных с нарушением сроков представления отчетности», – говорит Константин Гранков, заместитель руководителя московского филиала федеральной IT-компании «Контур».
В инспекциях действительно подтверждают, что стараются решить большинство конфликтов с потерей отчетности мирным путем, однако справки, которые выдают в таких случаях спецоператоры, не устраивают налоговиков расплывчатыми формулировками, такими, например, как: «Файл проходил по каналам связи». Был отчет доставлен в инспекцию или нет, – четкого ответа на этот вопрос в документах не содержится.
«Буквально на прошлой неделе у меня случился конфликт с одним из спецоператоров. В июле, когда шел процесс переключения на приемный комплекс инспекции, декларация одного крупного налогоплательщика пришла в инспекцию на три дня позже положенного срока. Документ был зарегистрирован с опозданием, и мы выставили компании штраф на 10 тысяч рублей. Представитель организации принес от спецоператора стандартную справку о том, что «данный файл проходил по каналам связи». Этого нам оказалось недостаточно для снятия с налогоплательщика штрафных санкций: инспекторам следовало указать причину потери отчетности, и в такой ситуации сделать это было совсем не сложно. В справке надлежало написать, что файл не дошел до инспекции по причине технических работ, которые проводились в это время. Я запрашивала сама документ у спецоператора, в итоге мне ответили, что справку с таким содержанием выдать не смогут», – подчеркивает Инна Ломакина. – При работе с плательщиками напрямую подобных случаев у сотрудников ИФНС, конечно, не возникало бы (а теперь нововведение выходит боком организациям: если уж файлы теряются, то только «по вине налогоплательщика», потому что «инспекция всегда права»).


Что изменится?


«Налогоплательщики вообще не должны были знать, что их переключают, – резюмирует Инна Ломакина. – Но когда начались проблемы с передачей отчетности, мы начали объяснять, с чем они связаны». Поскольку пришлось раскрыть бухгалтерам эту тайну, стоит оценить и сложности, с которыми, возможно, столкнутся компании при переключении инспекций на «ГНИВЦ Прием-Регион» в процессе передачи отчетности. Проблема при переходе на единый приемный комплекс заключается в том, что полномочия спецоператоров заканчиваются там, где отчетность переходит на сервера налоговой, и технические специалисты уже не смогут ехать в инспекцию и искать затерявшиеся файлы. В ИФНС же зачастую трудится недостаточное количество компьютерщиков, которые способны своевременно заняться поисками документов, пропавших при пересылке. В ситуации, когда в должности системного администратора трудится один-единственный специалист, а он может то ли заболеть, то ли уйти в отпуск, налогоплательщику остается лишь ждать его возвращения на работу, потому что никто, кроме этого специалиста, не имеет необходимой квалификации, чтобы отыскать пропавший файл. В этом случае спецоператор может помочь клиенту только тем, что документально подтвердит: отчетность по его каналам связи проходила (и указать дату, когда та была отправлена. В его силах постараться дозвониться до сотрудников ИФНС, чтобы довести до их сведения возникшую проблему, связанную с «непоступлением декларации в отведенный для этого срок».
Существует ли вероятность, что со временем, вслед за крупнейшими налогоплательщиками, сдавать отчетность напрямую станут и остальные компании? И налоговики, и представители спецоператоров отмечают, что это невозможно. В случае если всех налогоплательщиков «замкнуть» на инспекции, эта схема «не впишется» в нормы закона, в котором нет описания передачи отчетности напрямую. К тому же спецоператоры в ИФНС сегодня имеют возможность организовать электронный документооборот в любой точке страны – они достаточно развиты и имеют огромные мощности с целью передачи информации, в то время как ПК ГПР еще только предстоит довести до такого состояния, чтобы она в каждой инспекции страны в срок принимала всю отчетность от налогоплательщиков. Поэтому если и возникнет идея вытеснить спецоператоров с рынка, то для этого потребуется изменить законодательство, подтянуть мощности серверов в инспекциях и увеличить штат специалистов. В общем, если подобная мысль и бродит в кулуарах ФНС, то реализована она будет еще очень нескоро.

Материалы предоставлены редакцией журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.