Факторинговые услуги, или как «продать» дебиторку

Факторинговые услуги, или как «продать» дебиторку

12.02.2009 распечатать

Ситуация, когда организации нужны «живые» деньги, но срок оплаты дебиторами своих задолженностей еще не наступил, знакома, пожалуй, любой компании. В подобном случае никто не запрещает фирме «продать» дебиторку, например, банку. А вернее, взять деньги под ее обеспечение. Данное мероприятие в законодательстве обозначено как финансирование под уступку денежного требования, а в профессиональном сообществе за ним прочно закрепилось название «факторинг».

Дебиторский потенциал

Правовые основы договора финансирования под уступку денежного требования закреплены в одноименной статье 824 Гражданского кодекса. Согласно пункту 1 указанной законодательной нормы, по данному виду контракта одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежных требований последнего к должнику, которые, в свою очередь, возникли в результате передачи клиентом товаров, выполнения работ или оказания услуг. Также указанным положением Гражданского кодекса установлено, что подобная процедура может осуществляться и в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

Иными словами, речь идет о финансировании компании-клиента, дебиторская задолженность которой является своего рода залогом за выданные банком или иным финансовым агентом денежные средства. В мировой практике подобные операции получили название инвойс-дискаунтинг (invoice discounting) и не считаются факторингом в классическом

понимании, ведь задачи последнего значительно шире: помимо финансирования под уступку денежного требования, факторинг может включать также и управление дебиторской задолженностью, страхование кредитных рисков и рисков ликвидности, коллекторские услуги (взыскание задолженности).

Обратите внимание, что в качестве финансового агента (фактора) могут выступать не только банки и кредитные учреждения, но и другие коммерческие организации. В статье 825 Гражданского кодекса указано, что для осуществления деятельности по финансированию под уступку денежного требования последним необходимо иметь соответствующую лицензию, однако на данный момент Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подобная обязанность финансовым агентам не вменена.

Денежные требования, которые фирма-клиент уступает фактору в целях получения финансирования, могут распространяться как на существующие, так и на будущие требования (п. 1 ст. 826 ГК). В первом случае речь идет о денежном требовании, по которому срок платежа уже наступил, а во втором — о праве получения денег в будущем. Причем, говоря о будущем требовании, необходимо отметить, что оно считается перешедшим к финансовому агенту только после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств, являющихся предметом договора. Если же уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после его наступления. Дополнительного оформления уступки денежного требования в этих случаях не нужно (п. 2 ст. 826 ГК).

Как бы то ни было, информация о том, какое именно требование (настоящее или будущее) передается финансовому агенту в обеспечение получаемых средств, должна быть указана в договоре.

Передавая фактору денежные требования, фирма-клиент должна обладать правами на данную операцию. В противном случае эти денежные требования не будут признаны действительными, за что клиент, согласно статье 827 Гражданского кодекса, несет перед финансовым агентом ответственность. Кроме того, денежное требование считается действительным, если в момент его передачи фактору фирме не были известны обстоятельства, вследствие которых дебитор вправе не расплачиваться по своим долгам. Причем за исполнение должником долговых обязательств перед финансовым агентом клиент ответственности не несет (п. 3 ст. 827 ГК). По крайней мере в том случае, если он своевременно проинформировал своего дебитора об уступке денежного требования фактору, направив письменное уведомление с указанием подлежащего исполнению денежного требования и финансового агента, которому должен быть произведен платеж.

Обратите внимание, фирма может воспользоваться факторинговыми услугами даже в том случае, если между ней и должником существует соглашение о запрете или ограничении уступки денежного требования. Право игнорировать подобную договоренность обладателям дебиторской задолженности дает пункт 1 статьи 828 Гражданского кодекса. Другое дело, что законодательство не снимает ответственность с нарушивших указанное соглашение организаций, а значит, расплачиваться за содеянное перед дебиторами все-таки придется.

Разумеется, факторинг не является бесплатной инициативой финансовых агентов: как правило, за подобное обслуживание клиент уплачивает фактору комиссионное вознаграждение. А значит, встает вопрос о том, как воспользовавшимся данными услугами фирмам учесть затраченные на факторинг суммы. Об этом и пойдет речь.

к сведению

Когда условия предоставления финансирования по договору включают несколько видов комиссионных вознаграждений и каждый из них поименован в контракте отдельно с указанием процента, то и учитываются указанные расходы отдельно. Подобный нюанс подметили специалисты главного финансового ведомства в письме от 4 августа 2008 г. № 03-03-06/1/437.

Сопутствующие расходы

Первое, что приходит на ум при разговоре о списании затрат на оплату факторинговых услуг при исчислении налога на прибыль, — учесть их по правилам статьи 279 Налогового кодекса «Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования», чем, кстати, зачастую и «грешат» налоговики на местах. Однако данный маневр недопустим, ведь при факторинге не происходит смены лиц в обязательствах. Как же в таком случае списать данные затраты?

По мнению чиновников, в целях налогообложения прибыли организаций затраты на оплату услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций учитываются либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, либо как внереализационные затраты. Именно такое заявление сделал Минфин в письме от 19 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/116. К первым можно отнести затраты на оплату услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций, если они связаны с производством и реализацией товаров. Во внереализационных же учитываются расходы, непосредственно не связанные ни с производством, ни с реализацией (письмо Минфина от 17 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/284).

Так, если в контракте с финансовым агентом зафиксировано, что оплата за его услуги производится в абсолютном выражении (например, в рублях), то затраченные на такое вознаграждение суммы снижают базу по налогу на прибыль, в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией». Например, стоимость обработки каждого документа (реестров) в виде фиксированного сбора нужно учитывать, согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса, как расходы на оплату услуг банка.

Если же договором факторинга комиссия устанавливается в процентах, то затраты на оплату услуг фактора признаются расходами в виде процентов по долговым обязательствам и учитываются при налогообложении в соответствии с положениями статьи 269 Кодекса. Аналогично отражаются и иные затраты, связанные с договором факторинга. Например, комиссии за факторинговое обслуживание (проценты от суммы счета-фактуры — за административное управление задолженностью) и за предоставление денежных средств в рамках данных услуг за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления на счета фактора, то есть проценты от суммы финансирования (письма Минфина от 19 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/116 и 6 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/772).

При учете расходов на комиссию, устанавливаемую в процентах, неминуемо возникает вопрос, в каком объеме можно списать затраченные суммы. Дело в том, что положения статьи 269 Кодекса ограничивают размер отнесения процентных комиссионных в целях снижения базы по налогу на прибыль. Согласно пункту 1 данной статьи, начисленные проценты признаются расходом при условии, что их размер существенно (не более 20%) не отклоняется от среднего уровня процентов. При этом в качестве эталона принимаются долговые обязательства, выданные:

  • в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли);
  • в той же валюте;
  • на те же сроки;
  • в сопоставимых объемах;
  • под аналогичные обеспечения.

Но, скорее всего, у налогоплательщика не окажется базы для сравнения: представить себе ситуацию, в которой бы клиент обращался к разным финансовым агентам, предоставляющим идентичные услуги на одинаковых условиях, достаточно сложно. Ведь, как правило, финансирование в рамках договора факторинга предоставляется в отношении не разовых отгрузок (оказания услуг, выполнения работ), а постоянных поставок, но с отсрочкой платежа. То есть возможные суммы финансовых вливаний фактора изначально обусловлены объемами оборота клиента. Поэтому базой для определения предельной величины процентов, признаваемых налоговыми расходами, могут быть приняты ставка рефинансирования Центрального банка России, увеличенная в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и 15 процентов — в иностранной валюте (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК).

Что же касается суммы комиссионных вознаграждений, превышающей названные размеры, то, как указал Минфин в письме от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/529, таковые не признаются в качестве снижающих базу по налогу на прибыль, согласно пункту 8 статьи 270 Налогового кодекса.

Вместе с тем, в отношении применения к затратам по факторинговым договорам нормативов списания расходов, предусмотренных статьей 269 Кодекса, существует и противоположная точка зрения. В частности, в постановлении от 2 августа 2005 г. № КА-А40/7021-05 судьи ФАС Московского округа указали, что обязательство по контракту факторинга не подпадает под понятие долгового обязательства, и, следовательно, необходимость в определении предельной величины затрат отсутствует. Однако, как бы ни была заманчива альтернатива «полнообъемного» списания расходов на факторинг, применение данной позиции к практике можно сравнить с прогулкой по тонкому льду: столь частое упоминание о нормировании факторинговых затрат в письмах Министерства финансов явно перевешивает единичное решение служителей Фемиды. А значит, рассчитывать на понимание налоговиков на местах не приходится.

М. Лоскутова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.