Эквайринг: техническое обеспечение и учет
15.06.2016 распечататьВ России многие покупатели-физлица оплачивают товары (работы, услуги) с помощью банковских карт, причем используют их как при обычной покупке в магазине, так и при покупке через Интернет в онлайн-магазинах. Рассмотрим процедуру такой покупки подробнее.
Техническое обеспечение эквайринга
Чтобы не запутаться в понятиях, уточним, что платежными картами также называют «банковские карты», «пластиковые карточки», «расчетные карты» и «кредитные карты». Выпускать платежные карты могут банки, причем как российские, так и иностранные. Примеры платежных карт: Visa, MasterCard, American Express.
Чтобы принять оплату от покупателя с помощью платежной карты, фирме нужно иметь специальные технические средства и договор на обслуживание с банком. Саму процедуру приема к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг называют эквайринг.
Эквайринг осуществляет уполномоченный банк-эквайер, который устанавливает на предприятии платежный терминал (их называют POS-терминалы) или импринтер (он используются намного реже POS-терминалов).
POS-терминал представляет собой аппаратно-программный комплекс. Он позволяет проводить торговые операции (как это делает обычный кассовый аппарат) и накапливать различные данные для их последующего анализа. Терминал имеет интерфейс для взаимодействия с кассиром, с его помощью можно:
- найти нужный товар и его характеристики – цену, сроки годности, аннотации и пр.;
- формировать фискальные чеки;
- подсчитывать сдачу;
- формировать разные отчеты.
Кроме POS-терминалов есть POS-системы. Это полностью оснащенное рабочее место кассира, в которое входит все необходимое: системный блок ПК, фискальный регистратор, POS-монитор кассира, денежный ящик, программируемая клавиатура, считыватель карт, считыватель штрихкодов и дисплей покупателя.
Фирма может взять POS-терминал у банка в пользование или приобрести в собственность. В первом случае такое оборудование нужно отразить в учете за балансом (счет 001), а во втором провести как покупку основных средств (счет 01) или материалов (счет 10) в зависимости от его стоимости.
Принимаем платежную карту к оплате
Процедура списания денег проста. Сначала продавец проверяет, есть ли нужная для списания сумма на счете клиента. Для этого карту авторизируют – посылают запрос по коммуникационным сетям в банк (на этой стадии покупатель вводит личный код). Если средств на карте достаточно, то банк блокирует нужную сумму на счете клиента и передает код авторизации в торговую точку. Если же средств не хватает, то банк сгенерирует код отказа.
Далее происходит списание денег, и POS-терминал распечатывает подтверждающий это документ – слип. Слип распечатывается как минимум в трех экземплярах – один для покупателя, второй для банка (передается инкассаторам) и третий для бухгалтерии. Слип, оставшийся в распоряжении фирмы, обязательно должен быть подписан покупателем.
Слип должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 3.3 положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»):
- идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;
- вид операции;
- дата совершения операции;
- сумма операции;
- валюта операции;
- сумма комиссионного вознаграждения (в случае ее невзимания банк информирует держателя платежной карты соответствующей надписью об его отсутствии);
- код авторизации;
- реквизиты платежной карты.
Обратите внимание
Cогласно Федеральному закону от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и предприниматели при расчетах с использованием платежных карт должны выдавать покупателям чеки ККМ, отпечатанные в момент оплаты.
Чтобы не запутаться в отчете ККМ, суммы, получаемые по платежным картам, целесообразно пробивать на отдельную секцию «безналичные расчеты», тогда в Z-отчете эти суммы будут отражаться отдельно от наличной выручки.
В журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4) количество платежных карт отражают по графе 12, а сумму выручки от продажи товаров по платежным картам следует отразить по графе 13 «Оплачено по документам». На эту сумму приходный кассовый ордер не выписывают, потому что наличные денежные средства в кассу организации не поступают.
По слипам, которые сдаются инкассаторам, создают реестр в двух экземплярах, в котором указывают их количество и сумму. Первый экземпляр реестра передается инкассатору, а второй с его подписью остается в магазине. Частота сдачи слипов в банк устанавливается в договоре эквайринга.
Если терминал электронный, то он может формировать такой реестр в электронном журнале уже в момент совершения операции по оплате товаров. Этот реестр можно направить в банк по коммуникационным сетям.
Только после того как банк получит данные о слипах, он перечислит выручку по платежным картам (за минусом своей комиссии) на расчетный счет фирмы или предпринимателя.
Обратите внимание
Если покупатель вернул товар, то возврат денег нужно проводить не через кассу, а через карточный счет покупателя. Для этого на POS-терминале есть специальная операция по отмене сделки, совершенной в другой день («REFUND»). А в бухгалтерском учете следует отразить операцию методом сторнирования.
Отражение операции эквайринга в учете
Так как при использовании платежных карт средства зачисляются на расчетный счет фирмы не сразу, то отразить в учете разницу во времени между оплатой покупателя и поступлением выручки в банк следует с использованием счета 57 «Переводы в пути»:
ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – отражена выручка от реализации, оплаченная платежной картой (Z-отчет);
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 – начислен НДС с реализации;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57 – поступили денежные средства на счет организации (выписка банка);
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 57 – отражены расходы по эквайрингу за услуги банка (выписка банка).
В целях налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется исходя из общей суммы поступлений (наличных и безналичных) за проданные товары, за вычетом НДС (п. 1 ст. 248, п. 1,2 ст. 249 НК РФ).
При методе начисления доходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место быть, независимо от фактического поступления денежных средств. А значит, датой получения дохода будет дата реализации (ст. 271 НК РФ).
При кассовом методе доходы признаются в момент поступления оплаты за товары, то есть в том периоде, когда деньги поступят на расчетный счет (ст. 273 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг) с использованием платежных карт НДС нужно начислять с полной суммы выручки, включая комиссию банка (письмо МНС России от 22 июля 2003 г. № ВГ-6-03/807).
ПРИМЕР
Фирма «Интер-Актив» продает товары как за наличный расчет, так и с использованием платежных карт. В конце рабочего дня кассир сформировал Z-отчет, предположим, № 1522.
Общая сумма выручки составила 500 000 рублей (в т. ч. НДС – 76 271,19 руб.), в том числе:
– наличные денежные средства – 320 000 рублей (в т. ч. НДС – 48 813,56 руб.); – безналичные денежные средства – 180 000 рублей (в т. ч. НДС – 27 457,63 руб.).
Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 320 000 руб. – поступила в кассу выручка от реализации товаров (Z-отчет № 1522);
ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 180 000 руб. – получена выручка от реализации товаров по платежным картам (Z-отчет № 1522);
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 – 76 271,19 руб. – начислен НДС с реализации товаров;
На следующий день бухгалтер получил выписку из банка и отразил ее операции в учете:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57 – 177 300 руб. (180 000 руб. – (180 000 руб. × 1,5%)) – поступили денежные средства на счет организации по платежным картам за минусом комиссии банка;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 57 – 2700 руб. (180 000 руб. × 1,5%) – отражена комиссия банка в размере 1,5%.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com