Единый социальный налог заменят взносами

Единый социальный налог заменят взносами

07.12.2005 распечатать

Система социального страхования, действующая сегодня, неэффективна, пришла пора ее реформировать, считают законодатели. Концепция этой реформы стала предметом обсуждения на заседании Президиума Совета Федерации. О сути планирующихся изменений корреспонденту "Федерального агентства финансовой информации" рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Андрей Шмелев.

- С чем связана необходимость внесения изменений в систему cоциального страхования?

- Сегодня система обязательного социального страхования не отвечает задачам, которые она призвана решать. Уровень социальной защиты застрахованных явно снижается. Причем это не эпизодическое явление, а стойкая тенденция. Почему это происходит? В 2001 году был введен единый социальный налог, поступающие средства от него распределялись между ПФР, ФОМС и ФСС. В результате принятой затем макроэкономической стратегии по снижению налоговой нагрузки на предприятия единый социальный налог претерпел существенные изменения. Впоследствии его ставку уменьшили с 35 до 26 процентов. Предполагалось, что это приведет к тому, что "серые" зарплаты выйдут "из тени", и таким образом общая доходная часть бюджетных фондов не пострадает.

Но, к сожалению, ожидаемого результата мы не получили. Это привело к тому, что доходная часть бюджетов фондов — Пенсионного, Социальной защиты, Обязательного медицинского страхования — серьезно уменьшилась. Они потеряли финансовую устойчивость. Сейчас на исполнение текущих обязательств фонды вынуждены тратить свои резервы и уменьшать социальные и страховые выплаты. Они не имеют возможности индексировать их даже с учетом инфляции. В такой ситуации обеспечение социальной поддержки взял на себя федеральный бюджет. При этом неизбежно возросла зависимость выплат от федерального бюджета — государство устанавливает на свое усмотрение суммы отчислений, регулирует ставки страховых платежей. Это неправильно, ведь основополагающий принцип страхования — автономность. В свою очередь низкие доходы фондов определяют столь же низкий уровень страхового возмещения.

В результате при формировании бюджетов фондов мы занимаемся латанием дыр. Мы переносим часть обязательств по социальному страхованию на работодателей. Они сейчас обязаны оплачивать два первых рабочих дня по больничному листу, что противоречит страховому принципу. То, что сегодня называется у нас обязательным социальным страхованием, является государственными дотациями. Вот по этим причинам и назрела необходимость изменений в системе соцстраха.

- В чем суть новой концепции, предлагаемой Комитетом Совета Федерации по социальной политике?

- Если говорить коротко, то она состоит в замене единого социального налога страховыми взносами.

Предполагается, что часть от общей суммы взноса будут платить работодатели, а остальное — сами работники. В таком случае появятся автономность и прозрачность. Когда человек сам участвует в формировании своего будущего страхового возмещения, у него появляется личная заинтересованность, как эти средства используются, насколько выгодно они размещаются, в какой сумме выплачиваются и так далее. И это, бесспорно, позитивный момент. Но есть статьи, которые невозможно закрыть страховыми взносами населения. Вот по ним взять на себя обязательства должно государство.

- Но если взнос работника будет зависеть от его зарплаты, значительное количество людей останется практически без социальной поддержки? Ведь у многих россиян зарплаты очень низкие.

- Совершенно верно. Новая система социальной защиты может эффективно работать только при достаточном уровне заработной платы трудоспособного населения. Сегодня, когда минимальный размер оплаты труда равен стоимости единого проездного билета, вряд ли стоит и говорить о том, чтобы человек, получающий такую зарплату, самостоятельно уплачивал страховые взносы. Именно поэтому мы и заложили в концепцию фразу о кратном увеличении уровня заработной платы. Планируем, что на этот процесс уйдет 4-5 лет.

- То есть вы хотите заставить работодателей увеличить зарплаты работникам?

- Верно. И не только частных предпринимателей, но и государство. Необходимо, чтобы и бюджетникам повысили зарплату. Для этого, разумеется, надо провести целый комплекс мер. Без этого концепция совершенствования системы социальной защиты теряет смысл.

- Планируется ли отменить единый социальный налог?

- Мое личное мнение — ЕСН на сегодня выполнил свою функцию. В свое время, благодаря фискальным действиям, удалось увеличить сбор этого налога. Но сейчас поступления от него в фонды сократились. Его снижение ожидаемых результатов не дало. Формирование бюджетов фондов с помощью единого социального налога приводит к тому, что государство все больше берет на себя финансовую и регулирующую функции, а это не отвечает принципам социального страхования. К тому же само слово "налог" противоречит сути страхования. Поэтому и надо переходить к страховым взносам.

- Как отразятся предложенные изменения на работе предприятий малого и среднего бизнеса? Не приведут ли новации к появлению новых обязанностей у работодателей? Не придется ли им, например, собирать дополнительные сведения о работниках?

- Я думаю, что реформирование системы социальной защиты пойдет на пользу малому и среднему бизнесу. В части формальностей работы у финансовых и бухгалтерских служб не прибавится. Ведь они сейчас подают сведения в те же ФСС, ПФР. Хотя, возможно, вы правы. Документов, наверное, все-таки придется оформлять больше. Мы хотим ввести разбивку страховых взносов по разным фондам. Но я полагаю, что вряд ли это серьезно увеличит объем работы.

Е.В. Антонова, эксперт "Федерального агентства финансовой информации"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...