Душистый контроль

Душистый контроль

25.04.2007 распечатать

Магазины, торгующие парфюмерией и косметикой, подвергаются довольно жестким проверкам. Рвение контролеров легко объяснимо – бытует мнение, что ароматную продукцию нередко подделывают. Однако ревизоров интересуют не только качество товара, но и его упаковка.

Службы слетелись на запах

Ежегодно отечественный рынок парфюмерии и косметики увеличивается на 10 процентов. Параллельно растет количество ведомств, проверяющих предприятия пахучей отрасли, а заодно расширяются их полномочия. Интерес к организациям вызван спецификой парфюмерно-косметической сферы. В частности, это большой ассортимент товаров, их сложный химический состав, а также особые условия обращения с продукцией и содержание в ней этилового спирта.

Наведаться в гости с вопросами к бухгалтеру парфюмерного магазина могут представители более 20 ведомств, но чаще всего посещают торговые точки налоговики, пожарные, представители Роспотребнадзора и милиции. Причем интересуют их как розничные предприятия, так и оптовики. Общий порядок проведения проверки для всех ревизоров прописывает закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (с текстом этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Однако для каждого ведомства существуют внутренние инструкции и приказы, регламентирующие поведение его сотрудников. Тем не менее во избежание неприятностей работники розничной продажи выполняют требования всех проверяющих, отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (АППИК БХ) Сергей Большаков:

– Так, и ОБЭП, и торговая инспекция, подведомственная Роспотребнадзору, и сотрудники налоговой службы запрашивают, как правило, одни и те же документы при проверках. Впрочем, налоговых инспекторов в основном волнует оборот спиртосодержащей продукции.

Косметику – к досмотру!

Как свидетельствует практика, контролеры в первую очередь проверяют правильность выдачи чеков на руки покупателям, наличие сертификатов на реализуемую продукцию, а также отвечает ли информация на этикетках государственным требованиям. Но самый распространенный среди ревизоров метод – «контрольная закупка». Второе по популярности место занимает проверка соответствия товара установленным нормам и правилам. Список требований к торговцам парфюмерией и косметикой вообще довольно широк – у каждой службы свои полномочия. Однако предприятия розничной сферы нередко вообще их не знают, подчеркивает Сергей Большаков:

– Раньше директора слабо разбирались в документации: есть сертификат соответствия – и хорошо. Ведь работы хватает и так. С появлением крупных торговых сетей их владельцы стали перестраховываться и наняли юристов для решения возможных проблем. Теперь законы и ведомственные акты анализируют специалисты. Ведь продавцы ни за что не отвечают – это в компетенции руководителя магазина.

Информация с осадком

Ежедневная работа парфюмерно-косметических компаний – убеждать чиновников в том, что необязательно перечислять ингредиенты продукции на русском языке. Четких требований и норм в этой ситуации закон о государственном языке не предусматривает (закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ). Однако нередко контролеры этого не знают и требуют убрать продукцию с прилавков, утверждает Сергей Большаков:

– Проверка в рознице простая. Ревизоры спрашивают «где информация на русском?», «какая страна-производитель?», «где протокол испытаний?» Сведения на этикетке товара всегда вызывают повышенный интерес контролирующих ведомств.

Камнем преткновения контролеров и организаций постоянно становятся требования к этикетке товара. Ее в основном проверяет торговая инспекция Роспотребнадзора, но поинтересоваться упаковкой могут и налоговики. Нормативная база, устанавливающая запросы к этикеткам, достаточно объемна. В нее входят: Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановление правительства от 19 января 1998 г. № 55, содержащее правила продажи отдельных видов товаров, и ГОСТ Р 51391-99 (утвержден постановлением Госстандарта от 9 декабря 1999 г. № 490-ст).

Состав товара, указываемый на этикетке, должен включать в себя перечень всех его ингредиентов. Это поможет специалисту проконсультировать потребителя о возможности возникновения аллергии или другой негативной реакции после применения товара, считает ведущий эксперт АППИК БХ Галина Уланцева:

– Информация о составе парфюмерно-косметической продукции носит технический характер, так как самому покупателю не всегда легко понять сложные химические названия. В предложенной аннотации доступно описаны названия компонентов, которые обеспечивают заявленные потребительские свойства: витамины, растительные экстракты и многое другое.

В России пока не существует официально утвержденной номенклатуры косметических ингредиентов, а при переводе названий веществ часто возникают ошибки. Специалисты сейчас читают их согласно международным стандартам INCI. Поэтому ГОСТ Р 51391-99 позволяет изготовителю указывать перечень ингредиентов, используя буквы латинского алфавита. В свою очередь, статья 10 закона о защите прав потребителей требует указывать состав только в отношении продуктов питания.

В соответствии с ГОСТом Р 51391-99, информация о парфюмерно-косметических изделиях должна содержать данные о правильном применении и предостережения. Эти сведения должны быть на этикетке, иначе продажа духов и косметики будет ограничена. Предупреждения нужно указывать в случае, когда использование продукта может нанести вред здоровью или имуществу. Но помимо ревизий со стороны государственных ведомств существует и внутренняя цензура в парфюмерно-косметической сфере.

Проверки «с душком»

Контролеры могут нанести предприятиям, торгующим парфюмерией и косметикой, не только прямой урон. Косвенно действия ревизоров и чиновников оказывают негативное влияние на всю сферу – из-за массы предъявляемых к продукции требований оптовики сегодня диктуют производителям не только цену и ассортимент, но и условия, при которых косметику будут распространять, говорит Сергей Большаков:

– За последнее время участились случаи, когда торговые сети перестраховывались и не брали товары от поставщиков. Мотивировали они это тем, что при проверках торговая инспекция и налоговые органы могут убрать продукцию с прилавков из-за отсутствия той или иной надписи на этикетке.

В результате парфюмерно-косметическая сфера фактически подвергается двойной ревизии. С одной стороны – государственные ведомства проверяют оптово-розничную торговлю, а с другой – последние сами регулируют производителей.

Александр Лебедев

СПИРТОВАЯ ЛИХОРАДКА

С 1 апреля ФНС запретил оборот денатурата, спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих их перечню и концентрации, установленных статьей 10.1 закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. Пока неизвестно, как будет трактовать закон ФНС и изменится ли порядок проведения проверок. Но это может грозить остановкой продаж парфюмерии и косметики после указанной даты. Торговые сети во избежание проблем уже не заказывают парфюмерно-косметическую продукцию для реализации. Тем временем компании-производители срочно меняют этикетки. Небольшие фирмы переключаются на другую продукцию, с которой проще работать. Кроме того, проблемы коснулись и дистрибьюторов парфюмерии. Из 3,5 тысяч оптовиков, работавших со спиртосодержащей непищевой продукцией, лицензии на начало 2007 года получили только 600 компаний.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПАРФЮМЕРА

При проведении проверки нередко возникают спорные вопросы. Вот их типичный перечень:

  1. Зачастую на таре написано «см. на упаковке», а по ГОСТу перечень ингредиентов должен начинаться со слов «состав».

  2. Иногда ревизоры требуют представить документ, в котором декларируется отсутствие в составе спирта. И это, несмотря на то, что в составе продукции, указанном на этикетке, спирта не заявлено.

  3. Информация о составе товара необязательно должна быть на русском языке.

  4. До 1 января на этикетке необходимо было публиковать предупреждения о «недопустимости применения» парфюмерно-косметической продукции в пищу. После 1 января эта надпись изменилась – производители должны предостерегать об «опасности применения» товара в качестве еды.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.