Досудебное разрешение налоговых споров

Досудебное разрешение налоговых споров

19.12.2008 распечатать

Решения, которые налоговики выносят по результатам проверки, далеко не всегда устраивают компании. При этом с 1 января 2009 года с жалобой уже нельзя будет прямиком отправиться в суд. Прежде придется в обязательном порядке попытаться урегулировать спор в вышестоящей налоговой инстанции.

Сегодня налогоплательщик, который не согласен с решением налогового органа, вынесенным по результатам проверки, может сам выбирать, в каком порядке он будет указанное решение обжаловать. Статья 138 Налогового кодекса предоставляет ему право обратиться либо в вышестоящий налоговый орган, либо сразу в суд.

С начала нового 2009 года вступает в силу пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса в редакции Закона от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ. Указанный пункт устанавливает, что судебному обжалованию решений налоговых органов в обязательном порядке должно предшествовать обжалование в вышестоящем налоговом органе. Об этом недавно напомнили сотрудники Минфина в письме от 24 октября 2008 года № 03-02-07/1-428.

Выходит, что с наступлением следующего года налогоплательщики утратят право обращаться для разрешения спора с налоговиками напрямую в судебные органы. Сначала они должны будут пройти процедуру досудебного урегулирования спора.

Касается указанная норма как раз всеми «любимых» решений о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также решений об отказе в привлечении к ответственности. Именно эти виды решений чаще всего и являются поводами для спора компаний с налоговиками. А это означает, что с 1 января следующего года и без того непростая схема отстаивания своих интересов для рядового налогоплательщика дополнительно усложнится и затянется еще и за счет обязательного досудебного урегулирования спора.

Попробуем разобраться, что же досудебный порядок разрешения споров собой представляет и чего от него ждать.

Жалобу подали…

Возможность обращения налогоплательщика для разрешения спора с «родной» ИФНС в вышестоящие налоговые органы существует еще с 1 января 1999 года, то есть с момента введения в действие части первой Налогового кодекса. Однако до 1 января 2009 года ее применение было лишь одним из вариантов оспаривания решений налоговиков.

Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать решения или действия налоговых органов, если организации или ИП считают, что такие действия нарушают их права (ст. 137 НК).

Подавать апелляционную жалобу нужно до момента вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК). Это означает, что рассматриваемая претензия должна поступить в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения представителю организации или ИП решения о привлечении его к ответственности (п. 9 ст. 101 НК).

Отметим, что указанное решение вручают налогоплательщику либо под подпись, либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. К примеру, данный ненормативный акт налогового органа может быть передан компании по почте заказным письмом (письмо Минфина от 2 июня 2008 г. № 03-02-08-12).

Апелляционная жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК). Никаких определенных требований к ее содержанию Налоговый кодекс не устанавливает. Однако лицо, жалобу подающее, должно учитывать, что в ней следует не только указать на факт нарушения его прав, но и грамотно обосновать свою позицию, поскольку именно от этого может зависеть результат рассмотрения спора.

Налогоплательщику при оспаривании решения налоговиков следует учитывать еще одну важную особенность — жалобу нужно подавать не напрямую в вышестоящий налоговый орган, а в ту налоговую инспекцию, которая спорное решение вынесла (п. 3 ст. 139 НК). А уже ИФНС в течение трех дней направляет претензию со всеми материалами «наверх».

…налоговая рассматривает

Процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков установлена в Регламенте рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденном приказом МНС от 17 августа 2001 года № БГ-3-14/290.

Рассмотреть поступившую жалобу налоговики должны в течение календарного месяца со дня ее получения (п. 2.1 ст. 2 Регламента). Указанный срок может быть продлен на 15 дней с целью получения необходимых для рассмотрения жалобы документов или информации из налоговой инспекции (п. 3 ст. 140 НК). О принятом решении должно быть сообщено налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган может вынести одно из следующих решений (п. 2 ст. 140 НК):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить старое решение или вынести новое.

В том случае, если полученный результат организацию или индивидуального предпринимателя не удовлетворит, лишь тогда они имеют право оспорить принятое налоговиками решение уже в судебном порядке (п. 1 ст. 138 и п. 5 ст. 101.2 НК).

М. Лазоревская, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.