Должная осмотрительность: алгоритм действий

10.09.2020 распечатать

Редакция журнала «Расчет» узнала, какими сервисами может воспользоваться бухгалтер, чтобы узнать больше о репутации будущего контрагента.

В идеале в организации должен быть внутренний регламент работы с контрагентами, в котором указывается необходимый комплект документов в зависимости от объема сделки, существенных условий, вида договора и т. д.

Алгоритм проверки делового партнера будет примерно следующим.

1. Запрашиваем документы

Что нужно запросить у компании-партнера? Устав организации; свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения компании; решение об избрании (назначении) руководителя; лицензию, если сделка планируется по лицензируемой деятельности (реквизиты лицензии, выданной партнеру, можно проверить на сайтах соответствующих органов); бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки.

2. Прозрачный бизнес

Далее нужно собрать и проанализировать информацию из открытых источников. Как правило, они бесплатны. К таким в первую очередь относится сайт Налоговой службы, ведомство создало сервис «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru/index.html) по комплексной проверке контрагента, способствуя тем самым проявлению должной осмотрительности и повышению степени защищенности своей организации при выборе контрагентов (организаций и ИП). С помощью электронной услуги пользователь может получить следующие сведения: 

  • данные из ЕГРЮЛ с возможностью получения выписки из реестра; 
  • данные из ЕГРИП с возможностью получения выписки из реестра; 
  • информацию из Реестра дисквалифицированных лиц; 
  • данные из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения сведений из реестра; 
  • данные из Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с возможностью получения выписки из реестра; 
  • данные из Единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях с возможностью получения сведений из реестра; 
  • информацию о многократном участии физического лица в организациях («массовый учредитель»); 
  • запросить данные об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве адреса несколькими юридическими лицами (если адрес принадлежит десяти и более юридическим лицам, то это адрес «массовой регистрации»); 
  • получить сведения о лицах, подпадающих под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (например, руководитель компании, которая представила в налоговую недостоверные сведения); 
  • запросить информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации; 
  • информацию о публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации»; 
  • информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями; 
  • информацию об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков; 
  • данные о среднесписочной численности работников организации; 
  • а также о суммах уплаченных организацией в календарном году налогов (сборов) и страховых взносов (без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом); 
  • узнать о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; 
  • узнать о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу) организаций; 
  • получить сведения о налоговых правонарушениях организаций с указанием общего размера штрафа; 
  • запросить информацию о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года; 
  • получить информацию о юридических лицах, имеющих превышающую 1 000 рублей задолженность по уплате налогов, в отношении которой осуществлялись мероприятия по принудительному взысканию судебным приставом-исполнителем.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

3. ГИРБО

Другой сервис, который предлагает ФНС России, называется ГИРБО (https://bo.nalog.ru/). Это государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. По результатам анализа бухгалтерской отчетности можно составить комплексное представление о финансовом положении дел в компании. Баланс расскажет, есть ли основные средства, получен ли убыток, есть ли дебиторская и кредиторская задолженность, займы и т. д. При изучении отчетности нужно обращать внимание как на абсолютные показатели (строки баланса), так и на их соотношения между этими показателями – финансовые коэффициенты. Лучше сравнивать отчетность за предыдущие периоды, чтобы сделать вывод о тенденциях развития бизнеса.

4. Банкинформ

Сервис «Банкинформ» (https://service.nalog.ru/bi.do) также разработан и администрируется ФНС. Ресурс содержит информацию о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.

5. Судебная практика

Кроме сайта ФНС существуют и другие открытые и бесплатные источники, из которых можно получить информацию о контрагенте. К таковым относится система «Электронное правосудие» (https://kad.arbitr.ru/). В системе можно узнать судебную историю компании – с кем судится, выступает в роли ответчика или истца, узнать о предмете и сумме исков. Должно насторожить, если к компании часто предъявляются исковые требования по взысканию задолженности по обязательствам.

6. Исполнительное производство

Нелишним будет посетить банк данных исполнительных производств (https://fssp.gov.ru/iss/IP). Сервис показывает информацию о задолженности, которую предъявили в службу судебных приставов для взыскания.

7. Реестр залогов

Информация о залоге движимого имущества содержится на сайте Федеральной нотариальной палаты (https://www.reestr-zalogov.ru/search).

Коммерческие сервисы и частные проверки

Также есть платные сервисы, где информация о контрагенте уже собрана и проанализирована. К таким сервисам относятся «Спарк», «Контур.Фокус», «СБИС», «CASEBOOK» и другие.

Одним из вариантов проверки благонадежности партнера является обращение за соответствующими услугами к профильным специалистам. По желанию они организуют выездные ревизии, могут проверить наличие офиса, склада, транспорта и т. п. Они за вас сами все проверят и составят отчет, который вы можете представить в случае возникновения налогового спора. Рекомендую обращать внимание на профессиональные навыки и опыт проверяющих.

Кроме того, попытайтесь найти информацию о контрагенте в Интернете. Рекомендуем изучить сайт контрагента или обратить внимание на его отсутствие, почитать статьи и отзывы о нем на крупных информационных ресурсах. Кто-то для проверки использует социальные сети.

В качестве доказательств проделанной работы сохраните распечатки с сайтов, переписку по электронной почте и другие результаты исследований. Чем больше документов вы сможете представить для подтверждения своей осмотрительности, тем больше вероятность победы в суде. Эти документы помогут доказать реальность заключенной вами сделки.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...