Договор ГПД с бывшим работником: что с НДФЛ и страховыми взносами?

29.09.2020 распечатать

Рассмотрим такую ситуацию: организация заключила договор на обслуживание информационного оборудования с физическим лицом, зарегистрированным самозанятым, которое является ее бывшим работником. Нужно ли организации платить за него НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы? Какой налог нужно уплатить самозанятым в случае самостоятельной уплаты?

Налог на профессиональный доход

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ определяет профессиональный доход как доход, извлекаемый от деятельности налогоплательщика, не имеющего работодателя, которая ведется им самостоятельно, то есть без привлечения наемных работников.

Самозанятые не уплачивают налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход.

Однако не признаются объектом налогообложения НПД доходы от оказания физлицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Это значит, если организация заключила договор с лицом – плательщиком НПД, которое не является ее работником и не был им последние 2 года перед увольнением, то удерживать НДФЛ с вознаграждения самозанятому и уплачивать страховые взносы ей не потребуется.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Правила работы организаций и ИП с самозанятыми

НДФЛ и страховые взносы

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В рассматриваемом случае организация признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у бывшего работника и уплатить НДФЛ.

Аналогичная ситуация и со взносами. Если физическое лицо являлось работником организации менее двух лет назад, то вознаграждение за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовому договору облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Об этом напоминает Минфин России в письме от 14 сентября 2020 г. № 03-04-05/80357.

Как проверяют работодателей

Напомним, по закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них.

При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

ФНС России и Роструд будут совместно проверять работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...