Дела некоммерческие

Дела некоммерческие

30.10.2008 распечатать

Многие бухгалтеры воспринимают слово «некоммерческое» в наименовании правовой формы предприятия как своего рода сигнал — «здесь мало платят». На деле это совсем не так, а основные отличия между коммерческой и некоммерческой структурой кроются в особенностях учета.

Главное — цель создания

Самые распространенные разновидности организационно-правовых форм обозначаются привычными для нас всех аббревиатурами — ООО, ЗАО или ОАО. Такие организации ставят целью своего существования извлечение прибыли, то есть они квалифицируются как коммерческие предприятия. А бывают предприятия некоммерческие, то есть получение дохода не входит в перечень их уставных целей. Для них предусмотрены иные организационно-правовые формы.

Более подробно об этом говорится в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Таких организаций меньшинство, однако это не означает, что работать в них не стоит априори — зачастую они осуществляют весьма привлекательные в финансовом плане программы. Итак, с чем же придется столкнуться бухгалтеру, который претендует на должность в таком учреждении?

Законодательство РФ устанавливает ограничения на предпринимательскую деятельность отдельными видам некоммерческих организаций.

С чем придется иметь дело

Можно выделить три основных направления деятельности, кроме общепринятых оптовой торговли или ВЭД, с которыми наверняка придется столкнуться работнику учета в некоммерческой организации.

Обучение — дело, несомненно, хорошее, особенно если им занимается некоммерческая организация. Согласно п. 14 ст. 149 НК РФ, услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса не облагаются налогом на добавленную стоимость. Исключение здесь составляют консультационные услуги, а также сдача в аренду помещений. То есть у вашей организации есть шанс продавать «науку» немного дешевле остальных участников данного сегмента рынка образовательных услуг, а в условиях конкуренции это несомненный плюс. Однако читайте данный пункт Кодекса внимательнее — у вашего фонда, автономной некоммерческой организации (далее АНО) или учреждения должна быть лицензия, в которой прописаны эти курсы, а так же их длительность в часах. Иначе образовательный курс будет в целях налогообложения интерпретирован всего лишь как консультационные услуги.

Еще одно полезное и нужное дело — это выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд за счет средств бюджета. Обычно осуществляются они на контрактной основе. Согласно тому же Налоговому кодексу, расходы по таким работам не облагаются НДС. Об этом говорится в п. 16 и п. 3 ст. 149, согласно которым требование по выплате налога на добавленную стоимость не распространяется на выполнение НИОКР образовательными учреждениями и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Госконтракты — мероприятие не только почетное, но и выгодное, поскольку организации-подрядчику не приходится искать деньги. Однако такой договор — это палка о двух концах. С одной стороны, ваше предприятие обеспечено инвестициями, а с другой получается, что средства необходимо расходовать по утвержденной в контракте смете, причем в строгом соответствии с календарным планом. Иначе в случае досрочного завершения контракта — ввиду прекращения финансирования или же при отсутствии положительных результатов — некоммерческой организации будут компенсированы только фактически произведенные затраты. А они-то как раз в смете и расписаны. Если же Вы потратили больше или истратили деньги не на то, что нужно, то расходы придется нести самостоятельно. В ситуации, когда иных доходов нет, это подчас равносильно банкротству. Кстати, не рекомендуем подделывать отчетность по расходам Госконтракта, ведь именно к этим статьям бюджетной росписи проявляют особую любовь аудиторы Счетной Палаты и КРУ Минфина РФ. Не рискуйте, если не уверены.

Еще одна модная тенденция — это получение грантов на специальные программы: образование, медицину и прочие благие цели. Гранты опять-таки не облагаются НДС, поскольку их получение не связано с оплатой товаров, работ и услуг. Однако не всякое целевое финансирование подпадает под это понятие. Убедитесь, что спонсор указан в перечне организаций, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов». Гранты почти столь же заманчивы, как и Госконтракты, но их тоже нужно расходовать по смете, только наказать за ее несоблюдение может уже не Счетная палата, а ИФНС. И тогда средства, израсходованные не по целевому назначению, придется на 100% признать прибылью и доплатить налог, штраф и пени. Кстати, если организация допустит перерасход, а грантодатель решит его не компенсировать, то уменьшить собственную прибыль на эти затраты не получится, и придется добровольно уменьшить собственные оборотные средства. В бухгалтерском же учете эти расходы будут признаны внереализационными.

Будьте особенно внимательны, работая с иностранными спонсорами — с них очень трудно получить утвержденный отчет о расходовании предоставленных ими средств. Для них достаточно вашего отчета на фирменном бланке организации и даже без печати. Таковы обычаи западного делового оборота. А до ваших проблем иностранцам нет никакого дела.

ссылка на закон

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (п. 2 ст. 32 Федерального Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Образование и торговля

Теперь поговорим о том, может ли некоммерческая организация заниматься, скажем, оптовой торговлей или организацией конференций, на которые приглашаются платные участники и спонсоры. Как мы уже говорили, никаких ограничений здесь нет, если прибыль не распределяется. Главное, что при ведении такой деятельности организация платит все сопутствующие налоги — НДС, налог на прибыль, ЕСН и прочие. Так, если АНО осуществляет образовательные услуги — разумеется, поименованные в лицензии на образовательную деятельность — и одновременно реализует своим слушателям учебник по этому курсу, то сами лекции и семинары налогом на добавленную стоимость не облагаются, а вот учебник продается со ставкой НДС, равной 10%. Вот вам одновременно образовательные услуги и оптовая торговля. Обратите внимание, что на указанные услуги необходим двусторонний акт выполненных работ, а на книгу нужно выписать накладную по форме ТОРГ-12. Зато счет-фактуру можно выставить одну.

Некоммерческая организация может осуществлять все четыре разновидности вышеперечисленных видов деятельности. В этой ситуации не забудьте, что по входящему НДС необходимо вести раздельный учет в соответствии с нормами п. 4 ст. 149 НК РФ. А в конце отчетного периода предстоит распределить «входной» НДС по расходам, одновременно относящимся как к облагаемым, так и необлагаемым видам деятельности.

на заметку

Как сказано в п. 3 ст. 50 ГК РФ, учреждение, являясь одной из форм некоммерческих организаций, вправе заниматься приносящей доходы деятельностью, соответствующей целям его создания.

Долой дискриминацию!

Как мы уже говорили выше, некоммерческие предприятия создаются не для извлечения прибыли, однако могут ее получать, равно, как и тратить на уставные цели. Сегодня же все чаще встречается следующая ситуация: два, три или пять самостоятельных юридических лиц объединяются в простые товарищества для совместных проектов с условием разделения прибыли пропорционально вкладам этих юрлиц. Проблема только в том, что некоммерческие предприятия не могут принимать участия в таких объединениях, поскольку условия подобных договоров предусматривают именно предпринимательскую деятельность. Об этом говорится, в частности, в постановлении Президиума ВАС от 24 сентября 2002 г. № 6609/02. Получается, от ведения этой деятельности нужно отказаться? Совсем нет. Выход есть, и даже два.

Во-первых, надо удостовериться, что товарищество действительно учреждается для извлечения прибыли, поскольку если цель иная, то создать его все-таки возможно. Например, это может быть издание учебного пособия по бухгалтерскому учету, для чего несколько учебных центров создают подобное организационно-правовое образование. Соответственно, вклады товарищей поступают на отдельный, специально открытый для этого расчетный счет, и тот из участников, который ведет общие дела, будет от имени товарищей заключать договоры с авторами, типографией, платить налоги и отчитываться по делам организации. Выпустив определенное количество экземпляров, все участники товарищества получают на опубликованное учебное пособие равные авторские права, и могут самостоятельно допечатывать необходимое лично им количество экземпляров. Особенное внимание при этом следует обратить на то, чтобы товарищ, ведущий общие дела, ни в коем случае не завышал общие расходы учредителей — сознательно или неосознанно. Если такая оплошность будет допущена, то участникам придется нести совместную финансовую ответственность и, соответственно, довносить вклады. Вывод прост — внимательно выбирайте товарища, ведущего общие дела, и не придется тратить лишних денег.

Во-вторых, извлекать прибыль совместно все-таки возможно, нужно только правильно составить встречные договоры оказания услуг. Приведем простую схему из практики. Итак, две организации — АНО и Фонд — решают проводить совместную конференцию в регионе, где зарегистрирован Фонд, а прибыль делят пополам. Пусть все взносы от платных участников поступают на расчетный счет АНО, которая организует приезд докладчиков, оплачивает аренду помещения, несет основные рекламные расходы и т. д. Соответственно, для всех участников конференции автономная некоммерческая организация представляется тем юридическим лицом, которое подписывает договоры на участие в конференции и акты выполненных работ. Она же выставляет счета-фактуры на оказанные услуги и отмечает командировочные удостоверения. Кроме того, АНО со своего расчетного счета оплачивает эти расходы, которые сопутствуют доходам. Соответственно затраты, которые несет Фонд, оплачиваются с его собственного расчетного счета.

Но вот мероприятие закончилось, и АНО перечисляет Фонду половину доходов на оплату услуг последнего по организации конференции. Основанием для такой операции, в частности, может быть агентский договор, по которому Фонд обязуется набрать определенное количество участников, но не меньше определенной величины. Однако очевидно, что расходы, которые понесли Фонд и АНО, равновеликими не являются, и их тоже нужно поделить. Эта разница «выравнивается» каким-либо встречным договором, а затраты сторон легко проверить по отчетам. Следует учесть, что при использовании данной схемы основная ответственность ложится именно на автономную некоммерческую организацию, поскольку именно с ней заключаются все договора и именно на нее будут обращены всевозможные взыскания в случае отмены конференции или ненадлежащего ее проведения. То есть доля «за риск» для АНО может быть увеличена.

И напоследок, немного о финансовом планировании. Если ваш партнер-контрагент является «упрощенцем», не забудьте скорректировать его долю прибыли от мероприятия на часть НДС, если ваша организация, как в рассмотренном примере, получает всю выручку на свой расчетный счет.

важно

Денежные средства, полученные некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений от юридических лиц, не включаются в налоговую базу по НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (письмо УФНС России от 9 февраля 2007 г. № 19-11/12142).

Не верь, не бойся и читай

Итак, мы выяснили, что работать в некоммерческих организациях возможно, однако это непросто. Нужно очень много знать. Впрочем, практика уже давно показала, что хороший бухгалтер всего знать не может, но представляет себе, какой нормативный акт посмотреть, чтобы уточнить правильность своего судьбоносного решения. Так что совет может быть только один — используйте в своей работе справочно-правовые системы с актуальными версиями нормативно-правовых актов, а на что обратить внимание, мы вам уже рассказали.

Дмитрий Васильев

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.