Декларация не по форме

Декларация не по форме

17.07.2008 распечатать

Налоговый кодекс требует от налогоплательщика сдавать декларации и расчеты по строго установленной для них форме. Однако, поскольку отечественное законодательство не отличается стабильностью, бланки отчетности с той же регулярностью подвергаются корректировкам, причем зачастую в самый последний момент. При этом налоговики считают, что сдать отчет по «устаревшей» форме равносильно непредставлению его вовсе (со всеми вытекающими отсюда последствиями). В некоторых случаях инспекторы, действительно, правы, но отнюдь не всегда.

Статья 80 Налогового кодекса предполагает, что налогоплательщик, будь то организация или индивидуальный предприниматель, обязан доводить до сведения инспекторов всю информацию, касающуюся полученных им доходов и произведенных расходов, а также об источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Именно для этого и используются декларации или расчеты по тем или иным налогам. Как следует из той же статьи Кодекса, отчет нужно сдавать по строго установленным формам, которые вместе с порядком заполнения отчетности утверждаются Министерством финансов.

Но это в теории. На практике же налоговое законодательство постоянно подвергается изменениям, причем как просто техническим, так и более значительным. И разумеется, в налоговой отчетности должны быть учтены такие поправки. Вот и получается, что Минфин вынужден постоянно обновлять формы деклараций и расчетов. Действительно, иногда с правкой бланка отчета представители ведомства не спешат: проходит несколько отчетных периодов после вступления в силу изменений в Налоговый кодекс, прежде чем формы отчетности будут приведены в соответствие с его новой редакцией. Впрочем ситуация, когда бланк утверждается за какое-то сравнительно небольшое время до крайнего срока сдачи отчетности, тоже не самая приятная. Вместо того чтобы думать, как грамотно и корректно составить налоговый отчет, бухгалтер вынужден еще и отслеживать появление приказов, утверждающих его новую форму, их регистрацию в Минюсте и т. д. И горе той фирме, чья финансовая служба пропустит сие знаменательное событие.

Отчетные перипетии

С подобной проблемой на собственном опыте столкнулась одна челябинская компания. Роковой для нее стала отчетность по ЕСН за 2006 год, которую она, как и полагается, направила в налоговый орган до 30 марта 2007 года. Однако бланк для этой отчетности бухгалтер фирмы взял из приказа Минфина от 17 марта 2005 года № 40н, утверждавшего форму для расчета авансовых платежей по соцналогу. Спустя три недели, самостоятельно обнаружив ошибку, компания решила повторно отчитаться перед контролерами, уже по правильной форме приказа от 31 января 2006 года № 19н. Стоит отметить, что при этом каких-либо изменений, касающихся исчисления налога, в декларацию не вносилось, а содержащиеся в ней сведения были аналогичны сведениям из более раннего отчета.

Однако попытка исправить собственную оплошность без неприятных последствий не удалась: фирму привлекли к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса за непредставление налоговой декларации по соцналогу за прошедший год в установленный законодательством срок. В этой ситуации компании оставалось лишь обратиться в суд.

Видение арбитров касательно данной ситуации явно отличалось от мнения налоговиков. В своем постановлении от 14 мая 2008 года № Ф09-3430/08-С2 по делу № А76-16527/07 судьи ФАС Уральского округа указали, что нормой статьи 119 Налогового кодекса установлена общая ответственность за нарушение самого срока представления декларации. Иные же нарушения, касающиеся формы представляемой отчетности, но не препятствующие зачислению налога в бюджет, состава правонарушения, предусмотренного данной статьей, не образуют.

К сказанному выше можно добавить, что подобный вывод судей отнюдь не уникален. Примеры подобных арбитражных решений имелись и раньше, например, в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 17 октября 2005 года № А29-3846/2005а, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2005 года № Ф04-1990/2005(10068-А27-23), от 16 ноября 2004 года № А56-18597/04, от 2 ноября 2004 года № А56-18734/04, ФАС Центрального округа от 9 апреля 2007 года № А64-5471/06-11.

На этом основании можно утверждать, что если организация своевременно направила налоговую декларацию, пусть даже по неправильной или устаревшей форме, состав правонарушения в ее действиях отсутствует, а следовательно, и оснований для взыскания штрафа нет. Хотя также очевидно и то, что судебного разбирательства в этом случае избежать не удастся.

М. Ярина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.