Что выгоднее для «упрощенца»: 15% или 6%?
14.05.2007 распечататьСегодня мы постараемся обозначить основные правила, которых стоит придерживаться организациям на упрощенном режиме налогообложения при выборе объекта налогообложения и соответственно налоговой ставки.
В соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса существует два вида ставок:
- в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов;
- если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Несмотря на отсутствие каких-либо рекомендаций в Налоговом кодексе и отраслевых документах, налогоплательщики выработали следующую схему расчета выгодности применения одной или другой ставки.
Так, если расходы составляют более 60 процентов от выручки, то более экономным станет применение ставки 15 процентов, в противном случае оптимально платить 6 процентов от дохода.
Пример
Выручка компании за март 2007 года составила 550 000 рублей.
К расходам компания может отнести:
- заработную плату в размере 100 000 рублей;
- «зарплатные» налоги и прочие отчисления — 23 000 рублей;
- приобретение товаров — 210 000 рублей.
Таким образом, если расходы превысят 60 процентов от выручки, то 15 процентов от разницы должно быть перечислено в бюджет. Эти 60 процентов составляют 330 рублей (550 x 60%), а сумма расходов равна 333 тысячам рублей или 60,5 процента от выручки. Сумма налога составит:
(550 000 — 333 000) x 15% = 32 550 рубля.Если, например, компания не может учесть приобретение товаров в расходах по каким-либо причинам, то уместнее ставка 6 процентов, исходя из следующего расчета:
(100 000 + 23 000) = 123 000 рублей или 22,4 процента от выручки.
550 000 x 6% = 33 000 рублей.
(550 000 — 123 000) x 15% = 64 050 рублей.В противном случае, как следует из примера, сумма налога возрастет почти в два раза.
Как определить правильную ставку
Прежде чем определиться в конкретном случае, какая же ставка налога выгоднее, нужно составить план будущих расходов компании и сравнить его с перечнем допустимых расходов для «упрощенцев», перечисленных в статье 346.16 Налогового кодекса. Тем более, что он был значительно расширен в результате последних законодательных изменений в этой области (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).
По-другому описанную схему называют «20 на 40». Это подразумевает, что налогоплательщику надо определить процентное отношение размера доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса, к общему размеру поступлений. Если процент меньше 20, то выбирается объект «доходы минус расходы», если больше 40 — «доходы». Когда данное отношение находится в интервале от 20 до 40 процентов, нужно оценить размер страховых взносов на пенсионное страхование. При значительных суммах платежей в качестве объекта налогообложения следует использовать полученные доходы.
В целом, предпочтительнее определить объект налогообложения в виде доходов. Так можно будет не только упростить учет, но и снизить налоговые риски, которые связаны с учетом расходов.
Зависимость выбора ставки от вида деятельности
В то же время в значительной степени выгода от выбранной системы налогообложения будет зависеть от положений договора, который будет основой для осуществляемой деятельности.
Так, к примеру, для туристических агентств, которые занимаются лишь перепродажей продуктов, предлагаемых туроператорами, оптимальным получается применение ставки 6 процентов. Но при этом в договоре и учетной политике туристического агентства должен быть прописан пункт о том, что его доходом является лишь вознаграждение. В таком случае и 6 процентов единого налога придется платить от суммы этого вознаграждения (в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Статьи расходов у туристического агентства не содержат больших цифр и включают в себя в основном затраты на зарплату и иногда рекламу.
А почему бы в таком случае не выбрать 15-процентную ставку, а купленный у туроператора туристический продукт учитывать в расходах? Ведь в этом случае в состав расходов можно включить и затраты, перечисленные в предыдущем абзаце.
Такая точка зрения имеет право на существование. Но здесь есть два опасных места:
- во-первых, если туристическое агентство имеет большой объем реализации, то выручка компании может легко превысить допустимые для «упрощенки» 20 млн. рублей, даже умноженные на коэффициент-дефлятор;
- во-вторых, проверяющие могут случайно признать основную статью расхода — на приобретение туристического продукта необоснованной, например, если будет найден недочет в оформленной «первичке». В этом случае недоплата налога и ее последствия станут существенной проблемой для туристического агентства.
Кстати, проблема с фискалами может возникнуть при поверке, если в процессе деятельности возвращались авансы, перечисленные организацией. Налоговики могут запретить уменьшить на возвращенную сумму налогооблагаемый доход. Аналогичные вопросы появятся, если «упрощенец» с доходами является арендодателем. Так, получив от арендатора возмещение расходов за оказанные услуги, к примеру, коммунальные или связи, он должен включить эту сумму в налогооблагаемый доход. Такой вывод Минфин России сделал в письме от 15 августа 2006 г. № 03-11-04/ 2/166.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.14 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Поэтому применение ставки 15 процентов дает больше возможностей для маневра. К примеру, если в будущем такая организация заключит названные договоры, то ей не придется менять систему налогообложения и нести связанные с этим издержки.
Когда же организацией был первоначально выбран объект налогообложения «доходы» и ставка 6 процентов, а потом вдруг заключение договора совместной деятельности или доверительного управления имущество посулит значительную экономическую выгоду, то организации придется нести весомые издержки и менять систему налогообложения.
Потому как в соответствии с многочисленными разъяснениями контролирующих органов налогоплательщики, оказавшиеся в такой ситуации имеют право просто поменять «доходы» на «доходы, уменьшенные на величину расходов», только если предыдущий объект налогообложения использовался ими не менее трех лет. В противном случае придется перейти на общую систему или не заключать проблемные договоры. Такое мнение содержится в письмах Минфина России от 21 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/136, от 7 ноября 2005 г. № 03-11-05/98, от 1 августа 2006 г. № 03-11-02/ 169, МНС России от 6 октября 2003 г. № 22-2-16/8195-ак185, ФНС России от 18 мая 2006 г. № 02-0-01/225@, от 15 августа 2006 г. № ГВ-6-02/803@. Но с другой стороны, значительным преимуществом объекта «доходы» является отсутствие обязанности у налогоплательщика вести учет и доказывать соответствие Налоговому кодексу производимых расходов.
О. Попова, налоговый консультант
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com