Что акт грядущий нам готовит?

Что акт грядущий нам готовит?

01.02.2007 распечатать

Законотворческую деятельность отечественных чиновников можно сравнить со снежной лавиной. Нововведения в сфере налогообложения, подобно ей, сметают все устоявшиеся понятия и принципы, к которым только успел привыкнуть бизнес. Наступающий 2007 год не станет исключением и «порадует» предпринимателей изменениями в области налогового контроля. О том, что готовит бизнесменам будущий год, рассуждали участники Налогового форума 2007, организатором которого выступила газета «The Moscow Times».

Самая большая головная боль отечественных компаний – изменения в сфере налогового контроля. Ведь они заставляют представителей бизнес-сообщества предусматривать дополнительные риски в своей работе. Поэтому предприятия основательно изучают все нововведения, которые касаются налогового контроля. Участники форума рассмотрели, как будет работать модифицированное законодательство в 2007 году. Они отметили, что со следующего года порядок всех видов налоговых проверок во многом изменится. Подобные мероприятия будут проводиться в соответствии с положениями вступающего в силу Федерального закона от 27 января 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее – ФЗ), который призван подкорректировать уже существующую систему налогового контроля. Учим новые правила

Для того чтобы компании не запутались в том, какой версией нормативного акта руководствоваться в каждом конкретном случае, чиновники предусмотрели переходный период. Так, налоговые проверки, которые начались в 2006 году и не были завершены до 1 января 2007 года, будут проводиться согласно правилам, действовавшим до вступления в силу ФЗ. При этом результаты подобного мероприятия должны быть оформлены так же. Все процедуры налогового контроля, начавшиеся после 31 декабря 2006 года, уже попадают под действие модифицированной первой части Налогового кодекса. Можно также отметить особенности переходного периода, касающиеся возмещения компаниями НДС. В редакции нового ФЗ действие статьи 176 «Порядок возмещения налога» Налогового кодекса распространяется на декларации, поданные фирмами в инспекции после 31 декабря 2006 года, в которых заявлено право на возмещение НДС.

В связи с изменениями и уточнениями, которые вносит в Налоговый кодекс редакция ФЗ, компаниям нужно будет пересмотреть свою позицию в ходе проведения проверок. Бизнесу придется учиться «играть» по новым правилам. Участники форума обсудили, как это сделать с наименьшими потерями. Они отметили нюансы, о которых следует помнить, если инспекторы решили проверить фирму на новый лад. Камеральные проверки

В соответствии с новыми правилами, данный вид налогового контроля должен осуществляться без какого-то специального решения. Инспекция может провести камеральную проверку в течение трех месяцев со дня представления компанией декларации и документов, прилагающихся к ней в соответствии с Налоговым кодексом. Если фирма помимо указанных бумаг передаст контролерам дополнительные документы, то на порядок исчисления срока проведения проверки это не повлияет. В случае если инспекторы выявят ошибки, противоречия или несоответствия в расчетах компании, последняя вправе предоставить необходимые документы и пояснения, для того чтобы оправдаться. Фирма вполне может не согласиться с результатами камеральной проверки и донести до инспекции свои возражения.

В отличие от предыдущей редакции Налогового кодекса, в новой версии предусмотрен ограниченный перечень документов, которые могут потребовать инспекторы в ходе камеральной проверки. По общему правилу контролеры в данном случае не должны требовать у компании предоставления дополнительных сведений и документов, за исключением некоторых ситуаций. Выездные проверки

Согласно Налоговому кодексу, данный вид контроля осуществляется на территории компании на основании решения руководителя инспекции. Если же фирма не в состоянии предоставить помещение для выездной налоговой проверки, то эту процедуру можно провести по месту нахождения налогового органа. Следует отметить, что начало срока осуществления контрольного мероприятия зависит от даты, когда было принято решение о необходимости его проведения. При этом период, в течение которого фирма исполняет требование инспекции предоставить документы, не учитывается при определении срока выездной проверки. В Налоговом кодексе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым проведение данного мероприятия может быть приостановлено, причем срок прерывания проверки может достигать шести месяцев. В отдельных случаях он может продляться еще на три месяца – например, если существует необходимость запросить информацию от иностранных государственных контролирующих структур.

В течение года инспекторы вправе провести не более двух выездных проверок одной организации. При этом контролеры не могут проверить два раза одни и те же налоги за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, которые могут осуществляться:

  • вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей проверку;
  • в случае если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой указана сумма налога в меньшем размере, чем было заявлено ранее;
  • в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.
  • Предъявите документы!

    Если фирма получила от инспекторов требование представить какие-либо документы, то ей следует обратить внимание на некоторые правила, предусмотренные Налоговым кодексом в новой редакции. Контролеры не могут требовать у компании нотариального удостоверения передаваемых ею документов. Будет вполне достаточно того, что бумаги заверит руководитель предприятия. Если инспекторы захотят ознакомиться с подлинниками документов, то организация не вправе им препятствовать. В случае, когда фирма не может представить бумаги в указанный срок, она должна сообщить об этом контролерам, которые на основании уведомления компании в течение двух дней обязаны принять решение о том, продлить сроки подачи документов или нет. Встречные проверки

    Как известно, встречные проверки не являются самостоятельной формой налогового контроля, а представляют собой составную часть выездных или камеральных проверок. Если у инспекторов в ходе проверки компании возникает необходимость получить информацию о ее деятельности, связанной с третьими лицами, то они вправе потребовать соответствующие документы у ее контрагентов. Порядок проведения встречной проверки в следующем году не изменится. Однако фирмам не стоит забывать, что к своему запросу инспекторы обязаны приложить копию поручения об истребовании документов, где должно быть указано, при проведении какого мероприятия возникла такая необходимость. Если они просят предоставить информацию по конкретной сделке, то им следует внести в поручение сведения, которые позволят ее идентифицировать. При представлении документов, требуемых в ходе встречной проверки, компаниям нужно руководствоваться порядком, предусмотренным пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса.

    На первый взгляд все грядущие изменения выглядят незначительными, однако степень их влияния на бизнес однозначно можно будет оценить, скорее всего, лишь к середине 2007 года. Ведь только спустя определенное время после вступления в действие новых правил появится возможность проанализировать положительный и отрицательный опыт их применения.

    Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»

    Выбор читателей

    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.