Бухгалтерское «обслуживание» бизнес-плана

Бухгалтерское «обслуживание» бизнес-плана

03.07.2007 распечатать

С того момента, как благодаря Высшему Арбитражному Суду в обиход прочно вошло понятие «необоснованная налоговая выгода», был окончательно развеян миф о том, что бизнес-план по большей части необходим лишь для получения кредита. Правда, составить полноценный план собственноручно под силу далеко не каждому руководителю. Об этом прямо свидетельствует количество компаний, которые оказывают подобные услуги. В то же время, отдав разработку столь важного документа в «чужие руки», учет связанных с ней затрат неминуемо усложняется.

Бизнес-план, по сути, нацелен на перспективу и содержит технико-экономические характеристики новых производств, прогнозы относительно сбыта и потребностей в финансировании, а потому отражение приобретенного «на стороне» бизнес-плана в бухгалтерском учете происходит на счете 97 «Расходы будущих периодов». Поэтому первая проводка будет иметь вид:

Дебет 97 Кредит 76
— отражены расходы на создание бизнес-плана сторонней организацией.

Списание затрат в отношении всякого расхода будущих периодов, в том числе и на приобретение бизнес-плана, зависит непосредственно от того, в течение какого промежутка времени компания планирует его непосредственное использование. Так, например, если создание и развитие нового структурного подразделения планируется на 2008 год, то и списание такого расхода целесообразно отложить до начала реализации проекта.

Направление списания затрат в свою очередь зависит от того, для каких целей предназначается данный бизнес-план. Если его основная функция — получение кредита, то расходы на подготовку считаются прочими расходами и могут распределяться на срок кредита, если он не предназначен для создания инвестиционного актива (п. 11, 14, 20 ПБУ 15/01):

Дебет 91 Кредит 97
— списываются дополнительные затраты, связанные с получением займа.

Использование бизнес-плана может происходить также и в целях обоснования капитальных вложений. Тогда затраты на их разработку включаются в первоначальную стоимость объектов основных средств. Значит, расходы будущих периодов за время строительства следует списать на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Причем сделать это можно и единовременно.

Бизнес-планы создают не только в стратегических целях, но и по конъюнктурным соображениям. Подобную ситуацию раскрывают эксперты журнала «Практическая бухгалтерия». Например, компания планирует принять участие в престижном городском конкурсе «Московский предприниматель-2007», для чего необходимо в составе конкурсной документации представить бизнес-план. Скорее всего, затраты на подобный бизнес-план имеют рекламную направленность и могут быть распределены на год — до наступления нового ежегодного конкурса. Поэтому они списываются в частичных суммах помесячно:

Дебет 44 (26) Кредит 97
— списываются расходы, произведенные в рекламных целях.

Налоговый аспект

При организации налогового учета бизнес-плана первостепенную роль играет то, на какой период он составлен. Так, если бизнес-план отражает оперативное планирование деятельности на текущий год, то его можно считать управленческим документом. Расходы на управление организацией, в свою очередь, предусмотрены подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Если же бизнес-план отражает стратегию развития предприятия в долгосрочном периоде, возникает вопрос: можно ли утверждать, что эти расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода?

С одной стороны, коммерческое планирование на перспективу — хоть и временно не приносящая дохода, но все же деятельность организации в новом направлении. С другой стороны, не стоит забывать о том, что перечень прочих расходов оставлен открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК).

Тем не менее единовременное списание значительных сумм, израсходованных на далекоидущие бизнес-планы, представляется рискованным. Разумным способом в случае если бизнес-план не связан с созданием основных средств, будет учет таких затрат в виде нематериального актива (НМА). Ведь бизнес-план — документально оформленный результат интеллектуальной деятельности, а его содержание составляет коммерческую тайну. Налоговое законодательство позволяет отнести к НМА владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта (подп. 6 п. 3 ст. 257 НК). А все это — составляющие бизнес-плана. Разумеется, чтобы отнести затраты на приобретение данного документа к нематериальным активам, стоимость бизнес-плана должна превышать 10 000 рублей.

Списание затрат на бизнес-план в случае его признания в качестве НМА будет производиться через амортизацию нематериальных активов.

Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Бератор нового поколения
УСН НА ПРАКТИКЕ

Полное руководство для бухгалтера по ведению учета на УСН. Правила учета, которые нужны любому «упрощенцу».

Подключить бератор

Бератор УСН на практике

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...