Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность

17.05.2007 распечатать

До 31 июля текущего года фирмы должны представить в ИФНС бухгалтерскую отчетность в составе как минимум двух форм: первой — бухгалтерский баланс; второй — отчет о прибылях и убытках. При желании компания может заполнить все пять форм отчетности, дополнив обязательные еще и: отчетом о движении денежных средств (форма № 3); отчетом об изменениях капитала (форма № 4); приложением к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Представление полного перечня отчетности вовсе не запрещается законодательством. Другое дело, что не каждому понравиться тратить драгоценное время на расчет показателей.

Обратите внимание, согласно статье 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, «упрощенцы» освобождены от ведения учета, за исключением операций по основным средствам и нематериальным активам. Если же фирма применяет не только УСН, но и параллельно осуществляет «вмененную» деятельность, то процедуры оформления отчетности ей не избежать. Об этом не раз напоминали представители главного финансового ведомства в своих разъяснениях (письма от 19 марта 2007 г. № 03-11-04/3/70, от 31 октября 2006 г. № 03-11-04/2/230, от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/3/465).

Общий порядок заполнения бухгалтерской отчетности утвержден приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. В приложении к нему приведены и сами бланки отчетности. При их оформлении следует помнить, что значения большинства «активных» строк рассчитываются путем корректировки сальдо счета по учету имущества на регулирующие величины. Самый простой пример — отражение основных средств. Они учитываются на счете 01 по первоначальной стоимости, в то время как амортизация по ним фиксируется на отдельном счете 02. Для того, чтобы пользователи отчетности могли получить достоверную информацию о реальной оценке и состоянии оборудования, сальдо счета 01 надо уменьшить на остаток по счету 02. Именно этот результат следует отразить по строке 020 бухгалтерского баланса.

Принцип «очистки» данных действует и при заполнении отчета о прибылях и убытках. Выручка, которая отражается по строке 010 формы, указывается исключительно в нетто-оценке. Для этого надо общую сумму средств, полученных от основного вида деятельности, уменьшить на косвенные налоги, в том числе на НДС и акцизы.

Раз уж речь зашла о заполнении отчета второй формы, то надо заметить следующее. Фирмы, которые совмещают два режима налогообложения, одним из которых является ЕНВД, вполне могут порадовать пользователей отчета дополнительной информацией. Ведь «вмененная» деятельность как-никак часть общего бизнеса, да и критерий существенности надо учесть. Если «спецрежимные» доходы составляют более 5 процентов от общей суммы поступлений, то компания, можно сказать, обязана отразить в отчете данные о ней. То же самое касается и расходов.

Итак, для отражения «вмененных» показателей надо всего-навсего немного дополнить форму отчета строками в соответствующих разделах. В «расходах» можно выделить «Расходы по деятельности, облагаемой ЕНВД», и в разделе, посвященном доходам, сделать то же самое. «Обновленная» форма отчета не будет считаться не соответствующей законодательству, поскольку нормы закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ позволяют дорабатывать бланки. Главное, предусмотреть подобные изменения в учетной политике фирмы. Наибольшие трудности могут возникнуть во время составления бухгалтерского отчета при реорганизации компании. Это связано с тем, что бухгалтеру предстоит сформировать сначала данные заключительной финотчетности, а затем уже вступительной. Тем не менее, оказавшись один на один с проблемой отчетности при реорганизации фирмы, не стоит отчаиваться. О нормативной базе Минфин позаботился уже довольно давно. С 1 января 2004 года вступили в действие Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации (утверждены приказом от 20 мая 2003 г. № 44н). Рекомендации применяются ко всем формам реорганизации, за исключением тех, которые связаны с изменением ОПФ путем приватизации ГУП и МУП.

«Подчистим» прежние огрехи

О формах и датах. Заключительная отчетность по формам совершенно не отличается от годовой. Она состоит из тех же форм: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях капитала и приложения к бухгалтерскому балансу. Особенности проявляются лишь при формировании пояснительной записки. В соответствии с пунктом 47 Методических указаний, в ней необходимо закрепить следующие моменты:

  • основания для реорганизации;

  • перечень документов по передаче имущества и обязательств правопреемнику;

  • документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов ликвидируемой фирмы;

  • сведения о снятии с учета компании в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, а также в Фонде социального страхования, Комитете по статистике и др.

Теперь надо определиться с датой, на которую будет формироваться отчетность, например, в случае слияния организаций. В пункте 9 Методических рекомендаций сказано, что заключительный отчет реорганизуемых фирм составляется на день, предшествующий дате внесения записи в ЕГРЮЛ. Естественно, лучше всего приурочить закрытие компании к концу отчетного периода, тогда в случае регистрации реорганизации 30-м июня, например, в отчетах будут фигурировать следующие даты:

  • 29 июня — заключительная бухгалтерская отчетность присоединяемой (реорганизуемой путем слияния) компании;

  • 30 июня на начало рабочего дня — собственный индивидуальный баланс фирмы, к которой осуществляется присоединение, и вступительная отчетность правопреемника;

  • 1 июля — отчетность организации правопреемника, включая данные вступительного баланса и итоги одного дня работы реорганизованных предприятий.

Еще более оптимальным выглядит вариант, когда вновь созданная фирма регистрируется 1-го июля. Тогда отпадает необходимость составлять сводную отчетность. А каждая компания, как закрываемая, так и потенциальная правопреемница, составляют бухгалтерскую отчетность, которая для них будет являться заключительной и формироваться в объеме годовой (п. 9 Методических указаний).

Что касается уже непосредственно вновь созданного лица, то оно 1 июля должно составить вступительный баланс.

Заметим, что период, за который надо отразить сведения в отчетности, будет зависеть от того, в какой форме происходит реорганизация. Так, слияние предполагает, что в отчет войдут данные за период с начала отчетного года по состоянию на день, предшествующий дате внесения записи о новой фирме в ЕГРЮЛ. В случае присоединения — на день, предшествующий записи о прекращении деятельности (ликвидации) последней из присоединяемых компаний.

По содержанию. С датами мы немного разобрались, а теперь рассмотрим некоторые «внутренние» проблемы отчетности. В преддверии составления отчетности необходимо закрыть счет 99 «Прибыли и убытки», как это происходит и при формировании годового отчета:

Дебет 99 (84) Кредит 84 (99)
— отражена чистая прибыль (непокрытый убыток) отчетного года.

Существенно подпортить жизнь фирмы во время реорганизации может обычная амортизация. Дело в том, что в бухучете присоединяемой организации амортизация начисляется до даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении ее деятельности. И это обязательно надо отразить в ее заключительной отчетности. Но а у вновь созданной компании амортизация должна начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реорганизация.

В налоговом же учете порядок начисления амортизации отличается от вышеупомянутого. Согласно пункту 6 статьи 259 Налогового кодекса, если фирма реорганизована в течение календарного месяца и налоговый период для нее заканчивается до конца месяца (ст. 55 НК), то реорганизуемая компания амортизацию за этот месяц не начисляет. Тогда как правопреемник вправе начислять амортизацию только с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Таково требование пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса.

Выходит, что если запись в ЕГРЮЛ о реорганизации будет датирована не 1-м числом месяца (в нашем случае 1-м июля), а каким-либо другим, то имущество будет оприходовано 30 июня, то есть:

  • в бухучете амортизация за июнь будет начислена в заключительной отчетности, а в июле — у фирмы-правопреемницы;
  • в налоговом учете в июне амортизация не начисляется, а с 1 июля будет начисляться организацией-правопреемником.

Это неминуемо приводит к образованию налоговых разниц, соответственно — к увеличению трудозатрат на составление отчетности и «исключению» одного месяца амортизационных начислений.

Новичкам везде у нас дорога

Фирмы, созданные путем реорганизации, перво-наперво должны составить вступительную бухгалтерскую отчетность. Если компания возникла в результате слияния, присоединения или преобразования, то показатели вступительного баланса формируются на основании передаточного акта. В том случае, если причиной стало разделение одной организации — то по данным разделительного баланса. Заметим, что «документы-основания» уже содержат все необходимые сведения в той оценке, которую согласовали учредители.

Вступительная отчетность, связанная с процессом слияния компаний или присоединения, имеет свои особенности формирования отдельных показателей. Из нее обязательно надо исключить следующие показатели:

  • финансовые вложения одних реорганизуемых фирм в уставном капитале других реорганизуемых;
  • взаимная дебиторская и кредиторская задолженность между реорганизуемыми компаниями, в том числе расчеты по дивидендам;
  • иные показатели, характеризующие взаимные расчеты.

Тут же отметим, что если присоединяемая фирма выдала заем новой организации, то его возвращать не нужно, поскольку в данном случае происходит прекращение обязательства в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК). Причем представители Минфина ничего против такой точки зрения не имеют (письмо от 7 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/70).

Н. Горшенина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.