Бухгалтерия сервисного центра

Бухгалтерия сервисного центра

06.04.2006 распечатать

Если сломалась бытовая техника, на помощь придут специалисты сервисных компаний. Учет в этих предприятиях имеет свои отличительные черты.

Ремонт бытовой техники – это разновидность услуг, поэтому отношения между заказчиком и исполнителем регулируются главой 39 Гражданского кодекса. Обратиться в сервис могут не только граждане, но и организации. Последним очень важны правильно оформленные документы, потому что они подтверждают расходы компании. Чтобы избежать недоразумений с клиентом, разберемся в «бумажных» тонкостях оформления заказа.

Чек ККТ или «строгий» бланк?

Начнем с приема платежей. Как правило, оплату за ремонт бытовых приборов принимают наличными. Ведь организации без проблем выдают своим представителям необходимые суммы на подобные расходы. Поэтому у ремонтного предприятия возникает соблазн вместо кассового аппарата использовать бланки строгой отчетности по формам № БО-1, БО-3 и БО-9 с талоном по форме № БО-11(02). Указания по их заполнению приведены в письме Госналогслужбы России от 31 марта 1998 г. № ВК-6-16/210. Однако необходимо иметь в виду, что бланки строгой отчетности (БСО) в принципе предназначены только для расчетов с населением (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Следовательно, без ККТ не обойтись, поскольку прием наличных денег от организации по БСО будет расценен проверяющими как административное правонарушение. А вот расчеты с предпринимателем по БСО вести можно (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

Прием платежей от организаций имеет еще одну особенность, зачастую недооцениваемую бухгалтерами. Представитель обязан предъявить доверенность на осуществление наличного платежа от имени организации, направившей свою технику в ремонт. Если такой документ отсутствует, значит, деньги внесены неуполномоченным лицом, то есть обычным гражданином (ст. 183 ГК РФ).

Однако совсем отказываться от БСО, на наш взгляд, не стоит. Дело в том, что такие бланки одновременно выполняют роль накладных о приеме-передаче товарно-материальных ценностей, дефектных ведомостей и актов приема-передачи услуг. В частности, бланк по форме № БО-1 либо БО-3 состоит из трех частей: наряд-заказа, квитанции и копии квитанции. Эти части рассчитаны на заполнение под копирку и идентичны по содержанию, за исключением предусмотренных в них специальных талонов. Даже если сервисный центр применяет ККТ, можно сохранить порядок оформления данных бланков. Мы советуем лишь дополнить их реквизитами, идентифицирующими заказчика-организацию (наименование, ИНН/КПП, адрес местонахождения, сведения о представителе заказчика), проставить подписи ответственных исполнителей и заверить печатью сервисного центра. В этом случае клиент получит первичный учетный документ, отвечающий требованиям статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если фирма использует БСО не по их прямому назначению (для приема наличных денег), ей не нужно обеспечивать выполнение специальных требований к бланкам, установленных пунктом 5 постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 (в частности, наличие шестизначного номера и серии).

При желании сервисный центр может самостоятельно разработать документацию по оформлению заказов. В таких формах целесообразно предусмотреть раздел, характеризующий неисправности принятого в ремонт изделия. Тем самым будет подтверждена экономическая оправданность расходов на ремонт у организации-заказчика (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Налоговые режимы

Следующий вопрос, который встанет перед бухгалтером, – это уплата налогов. А точнее, определение налогового режима.

Возможно, сервису придется применять систему единого налога на вмененный доход. Она вводится в действие местными органами власти. В своих нормативных документах они указывают, какие виды деятельности переведены на этот специальный режим. В принципе бытовые услуги подпадают под ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако местные власти вправе указать четкий список «вмененных» бытовых услуг, а не просто сделать обобщенную ссылку на Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 346.26 Налогового кодекса. Поэтому какие-то виды ремонта могут не облагаться ЕНВД.

В классификаторе ремонт бытовой техники группируется по кодам 013100 «Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры», 013200 «Ремонт бытовых машин», 013300 «Ремонт бытовых приборов», 013400 «Ремонт и изготовление металлоизделий». Если же под ЕНВД подпадают не все виды ремонта, то сервисному предприятию предстоит организовать раздельный учет своей деятельности. Такое требование содержится в пункте 7 статьи 346.26 Налогового кодекса. Разграничивать операции придется и в том случае, если за ремонтом обратится организация. Ведь данный специальный режим не применяется к услугам, которые сервис оказывает юридическим лицам.

ЕНВД при оказании бытовых услуг рассчитывают исходя из количества работников предприятия, то есть нужно определить их среднесписочную численность (ст. 347.27 НК РФ). Если не все ремонтные работы подпадают под «вмененку», то количество работников для исчисления суммы единого налога определяют расчетным путем: пропорционально доле выручки по соответствующей деятельности в общем объеме выручки. Эта рекомендация содержится в письме Минфина России от 9 июня 2005 г. № 03-05-02-04/120.

Споры вызывает ситуация, когда сервис использует свои запчасти в ходе ремонтных работ. Инспекторы порой трактуют это как торговлю, по которой налог на вмененный доход нужно считать отдельно. Однако арбитры их не поддерживают. Более того, есть разъясняющие письма, в которых сами налоговые работники сообщают, что использованные запчасти и детали входят в стоимость ремонта*.

В отношении видов деятельности, которые не облагаются ЕНВД, компания может рассчитываться с бюджетом в общем или «упрощенном» порядке. Естественно, о применении УСН надо заблаговременно уведомить налоговую инспекцию (ст. 346.13 НК РФ). А применение общего режима налогообложения влечет дополнительные проблемы по учету гарантийного ремонта. Его осуществляют как по договорам подряда с предприятиями-изготовителями или продавцами бытовой техники, так и по гарантийным обязательствам самого сервисного центра.

В первом случае центр получает выручку, которая освобождена от обложения НДС на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. На этот момент обратили внимание и налоговые работники в письме ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886@. А вот «негарантийный» ремонт облагается НДС по обычной ставке – 18 процентов. Следовательно, придется организовывать раздельный учет по НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). По деталям, использованным для гарантийного ремонта, необходимо восстановить входной налог, ранее принятый к вычету. Поскольку они не используются в деятельности, облагаемой НДС (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Во втором случае центр обязан осуществить бесплатный ремонт на основании собственной гарантии. На такой вид деятельности также распространяется действие подпункта 13 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Следовательно, и в этом случае придется восстановить входной НДС по «гарантийным» деталям.

Е. Диркова, аудитор


* Подробно о данной проблеме мы рассказали в статье «Автосервис поставил свои запчасти», ПБ № 9, 2005.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...