Борьба с незаконными финансовыми операциями усиливается

19.11.2013 распечатать

Этот год выдался весьма урожайным по части принятия поправок в законодательство и выходом писем ФНС, связанных с усилением борьбы государства с финансовыми махинациями и фирмами-однодневками, с легализацией преступных доходов и уклонением от уплаты налогов.
В данной статье мы расскажем об изменениях, которые вступили в действие в 2013 г. или вступят с начала 2014 г.

В целом можно отметить, что изменения ухудшают положение налогоплательщиков, ужесточают правила проведения камеральных и выездных проверок. Поэтому стоит усилить контроль за финансовым состоянием контрагентов при заключении договоров (во избежание их заключения с фирмами-однодневками); за правильным оформлением первичных документов, подтверждающих сделки, и их сохранностью; за увязкой показателей в декларациях по налогу на прибыль и НДС в отчетный период, а также избегать резкого снижения налоговой нагрузки по сравнению с предыдущими периодами.

Расширены «камеральные полномочия»

В соответствии с изменениями, внесенными законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ, с 30 июля 2013 г. вступили в силу следующие поправки. Налоговый орган теперь вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно конкретной сделки, но и конкретные документы (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Однако необходимость получения документов и информации инспекторы должны обосновать. Предоставить требуемые документы налогоплательщик обязан в течение пяти дней со дня получения поручения об их истребовании (п. 5. ст. 93.1 НК РФ). Документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий, в случае их направления по почте будут направляться российским организациям по адресу их местонахождения, который содержится в ЕГРЮЛ, т.е. по юридическому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Введены новые основания для взыскания недоимки зависимого общества с основного, и наоборот. У недобросовестных налогоплательщиков станет меньше способов скрыть деньги от бюджета.

Теперь налоговая служба сможет взыскивать недоимку, возникшую по итогам проверки и числящуюся более трех месяцев, не только с проверяемого лица в следующих случаях:

  • если после проверки у фирмы ее выручка начнет поступать в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, то в пределах этой выручки недоимку возьмут с этой материнской (дочерней или зависимой) компании. По общему правилу статус организации (зависимое общество, основное общество) определяется в соответствии с гражданским законодательством РФ (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Важно

Это правило распространяется и на ситуации, когда выручка будет поступать на счета нескольких компаний, а также если выручка пойдет не напрямую, а через промежуточные компании, даже если они не являются зависимыми по отношению к проверяемой фирме (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

  • если после сообщения о назначении проверки из проверяемой фирмы вывели имущество в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, из-за чего недоимку с проверяемой фирмы инспекция не может взыскать, она снимет деньги с материнской (дочерней или зависимой) компании (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Разумеется, недоимка будет взыскиваться только в пределах денег (имущества), выведенных из проверяемой компании. Указанный порядок взыскания недоимки будет применяться и к организациям, иным образом зависимым с должником. В данной ситуации эту зависимость должен будет установить суд.

При этом стоимость выведенного имущества будет определяться как его остаточная стоимость по данным бухучета на тот момент, когда проверяемая организация узнала (должна была узнать) о грядущей налоговой проверке.

С 1 января 2014 г. Законом № 134-ФЗ вводятся новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений. А именно:

  • при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган будет вправе потребовать, чтобы налогоплательщик представил пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета) (п. 3 ст. 88 НК РФ). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней;
  • в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ аналогичное право предоставлено налоговому органу в случае камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка. В пояснениях необходимо будет обосновать его размер (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В настоящее время согласно действующей редакции п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговый орган, проводящий камеральную проверку декларации, может истребовать у налогоплательщика пояснения только в случаях, когда:

  • выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в представленных документах;
  • выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля.

В новом 2014 г. налоговый орган будет также вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения, в случае представления уточненной декларации (расчета) с уменьшенной суммой налога к уплате или с увеличенной суммой убытка по истечении двух лет со дня, установленного для подачи данной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Новое в администрировании НДС

С 1 января 2014 г. в соответствии с поправками, введенными в НК РФ законом № 134-ФЗ, плательщики НДС, отчитываясь по данному налогу, утратят право выбирать форму представления декларации в налоговую инспекцию в принципе. То есть вне зависимости от количества работников направлять отчетность в ИФНС им придется по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Эта обязанность предусмотрена пунктом 3 статьи 80 и пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса. Если же вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция должна ее принять. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Декларацию по НДС должны будут представлять, в том числе лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. Подавать ее нужно будет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК РФ). С 1 января 2014 г. на указанных лиц будут распространяться правила проведения камеральных проверок деклараций по НДС (п. 10 ст. 88 НК РФ).

Право выбора между бумажной и электронной формой декларации, как и способа ее представления (лично, почтой или по ТКС), при условии соблюдения ограничения по численности штата сохранено главой 21 Кодекса в новой редакции только за налоговыми агентами по НДС, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанности уплачивать таковой. Но и они утратят это право в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (поручения, комиссии, агентского). Правда, данная норма вступит в силу с отсрочкой – с 1 января 2015 г. (п. 5 ст. 24 Закона № 134-ФЗ).

Посредники – неплательщики НДС – при осуществлении деятельности в интересах плательщика данного налога должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Изменен порядок взимания штрафов

Штраф за просрочку подачи декларации будет рассчитываться иначе: в одних ситуациях он может быть меньше, а в других – больше (п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ).

С нового года штраф будут считать так:

  • штраф по-прежнему рассчитывается в размере 5% за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Только вот эти проценты будут считаться строго от неуплаченной в срок суммы налога;
  • максимальная сумма штрафа будет ограничена 30% от суммы неуплаченного в срок налога;
  • минимальная сумма штрафа по-прежнему составляет 1 000 руб.

Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку подачи декларации, – это штраф 1 000 руб. И это справедливо, ведь деньги в бюджет перечислены.

Из пункта 1 статьи 119 НК РФ будет исключено указание на субъект правонарушения – налогоплательщика. Поэтому с 1 января 2014 г. оштрафовать за несвоевременное представление налоговой декларации по статье 119 НК РФ можно будет и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога, а также налоговых агентов (п. 1 ст. 119 НК РФ).

В соответствии с изменениями, внесенными законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, с 1 января 2014 г.:

  • штраф по статье 126 НК РФ будут взимать за непредставление истребованных документов, а по статье 129.1 НК РФ – за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации (п. 6 ст. 93.1 НК РФ);
  • к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ можно будет привлекать не только организации, но и предпринимателей, что действующими правилами не предусмотрено (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2008 № А13-3145/2007). Размер штрафа для них составит такую же сумму, как и для юрлиц – 10 тыс. руб. Кроме того, в данной норме будет установлена санкция и для физлиц, не являющихся предпринимателями, – 1000 рублей.

Установлены новые правила работы налоговых комиссий

ФНС России в своем Письме от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» определила, что основной целью работы комиссии является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов.

Поэтому работа комиссии будет направлена на выявление:

  • неполного отражения в учете хозяйственных операций;
  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
  • применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
  • отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

При необходимости в состав комиссии налоговые органы будут включать представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Кандидатами для рассмотрения на заседании комиссии будут являться налогоплательщики:

  • заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1%;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС. Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более;
  • налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), имеющие задолженность по перечислению НДФЛ и снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание будет обращено на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума;
  • индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Надо иметь в виду, что в случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию, к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в данном документе методики оценки рисков могут быть полезны налогоплательщикам для самостоятельного анализа предоставляемой налоговой и бухгалтерской отчетности.

Елена Антаненкова, главный эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» (Москва)

Что за это будет?

Что Вам будет грозить, если чаша весов в конфликте с государством склонится не в Вашу пользу? Мобильное приложение ответит на этот вопрос. Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Будущее налогообложения из первых рук

Что делать, если налоговая взяла Вас на заметку

Как проходит выездная налоговая проверка

Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.