Бизнес под вывеской «Франчайзинг»

Бизнес под вывеской «Франчайзинг»

29.06.2005 распечатать

В столице появляется все больше фирм, работающих на основе франчайзинга. Это сравнительно новый вид бизнеса для нашей страны. Особенно часто на таких условиях работают торговые компании и фирмы сферы услуг: кафе, автосервисы. Специалисты говорят, что франчайзинг выгоден каждой стороне соглашения.

Франчайзингом называют вид бизнеса, при котором известная и раскрученная компания (франчайзер) продает маленьким фирмам (франчайзи) свое имя, марки, бренды, предоставляет своих поставщиков сырья, а также передает другие исключительные права, которые стороны обозначают в договоре концессии (глава 54 ГК).

В развитых странах франчайзинг уже давно получил широкое распространение. Теперь и московские предприниматели смогли оценить достоинства этого бизнеса. При таком виде взаимоотношений «раскрученной» компании для дальнейшего развития не нужно открывать филиалы и расширять штат сотрудников, а значит, расходовать значительные суммы. С другой стороны, любой предприниматель – даже с ограниченными денежными средствами – может начать свой бизнес, используя торговую марку уже известной на рынке компании, без особых трат на рекламу и технологические разработки. Для этого он попросту купит у франчайзера «исключительные права» на открытие фирмы (франшизу), которая сможет торговать под именем этой известной компании. «Родительская» фирма обязательно обучит «дочернюю» методике ведения своего бизнеса, познакомит с поставщиками качественной продукции, при необходимости предоставит нужную для работы информацию.

Словом, этот вид бизнеса выгоден для обеих сторон. Подтверждением тому служит немалое количество российских торговых марок, принадлежащих компаниям, работающим по франчайзингу. Например, производители бухгалтерского программного обеспечения, кафе быстрого обслуживания, суши-бары, кофейни, супермаркеты.

Ответственность франчайзи

Егор Иванов, предприниматель-франчайзи, рассказал, что помимо преимуществ у него появились и определенные проблемы: «Представители малого бизнеса, покупая франшизу, могут за сравнительно короткий срок наладить дело и получить прибыль. Таким образом, они добиваются ощутимых преимуществ перед конкурентами. Это с одной стороны. С другой – использование чужого товарного знака, фирменного наименования и других возможностей налагает большую ответственность».

Приобретатель прав обязан обеспечить соответствующие качество выпускаемой продукции и уровень обслуживания. Таковы условия договора франчайзинга. Это значит, что он обязан неукоснительно соблюдать инструкции и указания «родительской» компании по использованию предоставленного комплекса исключительных прав. В том числе они касаются внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых франчайзи в своей деятельности. «Дочерняя» фирма должна оказывать покупателям дополнительные услуги, на которые те могли бы рассчитывать, приобретая конкретный товар непосредственно у известной и раскрученной компании. Кроме того, франчайзи должен проинформировать покупателей о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или иное средство индивидуализации по договору франчайзинга (ст. 1032 ГК).

Но г-н Иванов говорит, что такой обширный перечень обязанностей ни в коем случае не должен смущать потенциального франчайзи, поскольку «родительская» компания, прежде чем позволит открыть «дочернюю» фирму, обязательно выделит специальный персонал, который будет контролировать ее деятельность и при необходимости указывать на недочеты и исправлять их. Работу этих сотрудников оплачивает опять-таки франчайзер. К ним относятся специалисты по организации руководства, кадровые работники, разработчики тренингов и эффективных алгоритмов работы, креативные директора, арт-менеджеры и другие.

Помимо этого, «продавцы» предоставляют уже обученных работников непосредственно для конкретных торговых точек. Допустим, для салона сотовой связи будут заранее готовы специалисты, разбирающиеся в моделях телефонов и комплектующих, а также в различных тарифных планах столичных операторов.

Правда, по словам Егора Иванова, «к сожалению, фирме-франчайзи никто не предоставляет и не обучает бухгалтера. Поэтому финансового работника находят обычными способами – через собеседования и тестирования».

При продаже «частички» своего дела франчайзер расскажет обо всех гигантских преимуществах такого бизнеса. Честный предприниматель может «вспомнить» и о недостатках – большая ответственность предпринимателя и контроль со стороны франчайзера. Единственное, чего он точно не сделает, – не расскажет, какие налоговые последствия ожидают предпринимателя – приобретателя прав. В этих подробностях будет разбираться непосредственно бухгалтер фирмы, нанятый генеральным директором. Об основных особенностях бухгалтерского учета для фирм, купивших франшизу, рассказала Елена Конева, консультант крупной консалтинговой компании.

На что тратится фирма-франчайзи

Согласно налоговому законодательству доходы, полученные предпринимателем, работающим под вывеской компании-франчайзера, облагаются налогом на прибыль организаций в обычном порядке. А вот схема определения расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, напротив, имеет ряд характерных особенностей.

Какие же расходы обычно возникают в деятельности франчайзи? Во-первых, стоит сказать, что договор франчайзинга обязательно подлежит государственной регистрации (ст. 1028 ГК). В некоторых случаях он еще должен регистрироваться и в Роспатенте. В документе может быть предусмотрено, что расходы на регистрацию договора в Роспатенте несет франчайзи. Такие затраты бухгалтеру следует включить в состав прочих расходов, связанных с производством и(или) реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК).

Во-вторых, по договору франчайзи получает «пакет» исключительных прав за определенное денежное вознаграждение, причитающееся их владельцу. По словам Елены Коневой, вознаграждение может быть нескольких видов: паушальное (разовое), роялти (каждый период), а также смешанное: паушальный платеж после заключения договора плюс периодические платежи (ежемесячные или ежеквартальные) в течение срока его действия.

Вознаграждение в форме роялти может быть определено либо как ежемесячная (ежеквартальная) фиксированная сумма, либо как расчетная величина, зависимая от критериев, установленных сторонами. Например, в процентах от выручки продукции, реализованной франчайзи в рамках договора франчайзинга.

Суммы паушального платежа и роялти, выплачиваемые владельцу торговой марки, бухгалтер будет учитывать в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК).

Г-жа Конева рассказала, что иногда вознаграждение устанавливается в виде дополнительной наценки на оптовую цену товара. Франчайзер продает франчайзи товары, которые тот будет перепродавать по ценам, превышающим стоимость закупки у поставщика. Сумма превышения разделится на две составляющие – выручка франчайзи и вознаграждение для франчайзера. Оно обычно определяется как фиксированная часть общей суммы превышения. «В этом случае расходы на выплату вознаграждения в целях налогообложения не рассматриваются отдельно, – говорит Елена Конева. – Значение имеет вся сумма, уплаченная франчайзеру за переданные «дочерней» фирме товары».

В-третьих, как было отмечено выше, «родительская» компания обязана обучить франчайзи технологии своей работы. Ведь покупателям должен быть предложен качественный товар под известной маркой.

По словам Елены Коневой, плата за обучение обычно покрывается за счет паушального платежа. Но иногда она выделяется в договоре отдельной строкой и вносится отдельно. В этом случае затраты франчайзи по оплате обучения бухгалтер должен полностью включить в состав прочих расходов, связанных с производством и(или) реализацией. Основанием г-жа Конева считает подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

В-четвертых, расходы в виде покупной стоимости товаров, приобретаемых у «родителя». Эти затраты могут учитываться двумя способами. Если речь идет о товарах с дополнительной наценкой для компании-франчайзера, то эти затраты в виде их покупной стоимости бухгалтер включит в состав расходов, связанных с реализацией (ст. 268, 320 НК). Если же «дочерняя» фирма закупает сырье, материалы, полуфабрикаты, которые он («родитель») затем использует в производстве, то затраты на их приобретение относятся к материальным расходам (ст. 254 НК).

Елена Конева говорит, что порядок признания расходов зависит от выбранного бухгалтером метода (кассовый или начисления). При кассовом методе затраты франчайзи всегда учитываются после их фактической оплаты в установленном порядке (ст. 273 НК). При применении данного метода, хотя это и произойдет только после оплаты расходов, последние признаются полностью.

При методе начисления ситуация иная. Расходы бухгалтер учтет в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделки, независимо от времени фактической выплаты денежных средств с учетом требований статей 318–320 Налогового кодекса (ст. 272 НК). То есть при осуществлении расходов период их учета определяется документом, в соответствии с которым они осуществлены. Кроме того, если по условиям договора получение дохода происходит в течение более чем одного отчетного периода и поэтапная сдача товаров не предусмотрена, расходы распределяются по принципу равномерности. «Поэтому если договор франчайзинга заключен, например, сроком на пять лет, расходы на выплату паушального платежа учитываются ежемесячно в размере 1/60 или ежеквартально – как 1/20 от полной суммы», – поясняет г-жа Конева.

Сказанное не распространяется на роялти, поскольку оно выплачивается периодически. При методе начисления роялти признается полностью в том периоде, к которому относится.

Как франчайзи получает вычет

Безусловно, вознаграждение франчайзера за предоставление исключительных прав включает НДС. Елена Конева говорит, что в целях исчисления этого налога его деятельность квалифицируется как оказание услуг. Поэтому франчайзи должен иметь на руках счет-фактуру на сумму вознаграждения и соответствующую сумму НДС.

Фирма имеет право уменьшить общую сумму налога, вычисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК). Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, если они предназначены для использования в операциях, облагаемых этим налогом. Кроме того, фирма должна принять продукцию на учет, заплатить НДС, а факт оплаты подтвердить соответствующими документами. Также у компании должен быть счет-фактура, выставленный поставщиком товаров.

Все перечисленные условия нужно выполнить. Тогда, уплатив «родителю» паушальный платеж, франчайзи вправе вычесть весь налог на добавленную стоимость, приходящийся на эту сумму. Если вознаграждение выплачивается в форме роялти, франчайзи имеет право на вычет НДС, приходящегося на сумму роялти, каждый раз после его уплаты.

Налоговый вычет со стоимости иных услуг (работ), купленных в рамках договора франчайзинга, производится в общем порядке по правилам главы 21 Налогового кодекса. То же касается и порядка уплаты франчайзи НДС со стоимости реализуемых им товаров.

Тонкости налогообложения имущества

Как известно, налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Елена Конева еще раз подчеркнула, что «по договору франчайзинга предоставляется лишь возможность использовать принадлежащие ему средства и иные объекты исключительных прав. Франчайзер не передает (не переуступает) эти права франчайзи».

Поэтому нематериальные активы, полученные в пользование, бухгалтер «дочерней» фирмы учитывает на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Об этом сказано в пункте 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н. В рабочем плане счетов организации может быть предусмотрен забалансовый счет «Исключительные права, полученные в пользование по договору коммерческой концессии».

Таким образом, учитывая, что право на использование указанных объектов отражается бухгалтером на забалансовом счете, стоимость полученных объектов в среднегодовую стоимость имущества для расчета налога не включается.

В налоговую базу включается сумма, отраженная в активе счета 97 «Расходы будущих периодов» (п. 4 инструкции Госналогслужбы от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»). Значит, расходы в виде уплаченного франчайзеру паушального платежа будут облагаться налогом на имущество.

По словам Елены, это объясняется следующим. Если комплекс исключительных прав, полученных в пользование на определенный срок, оплачивается путем перечисления разового платежа, указанные затраты в бухгалтерском учете квалифицируются как расходы будущих периодов. Следовательно, они отражаются на соответствующем субсчете счета 97 и подлежат списанию в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).

Справочно

Франчайзер – компания, продающая другим фирмам право на использование собственной торговой марки по договору франчайзинга.

Франчайзи – фирма, купившая по договору франчайзинга право на использование чужой торговой марки. Независим от франчайзера.

Франшиза – право франчайзи на организацию предприятия для осуществления деятельности под торговой маркой франчайзера.>

«Родительская» фирма обучит «дочернюю» методике ведения бизнеса, познакомит с поставщиками, при необходимости предоставит нужную для работы информацию

Справочно

Паушальный платеж – первоначальный единовременный платеж франчайзеру; выкуп права пользования его торговой маркой.

Роялти – периодические отчисления франчайзеру, выплачиваемые в течение всего срока действия договора франчайзинга и устанавливаемые в фиксированной сумме либо в процентах от дохода франчайзи.

Фаина ФИЛИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...