Бизнес не доверяет государству

Бизнес не доверяет государству

23.08.2007 распечатать

Бизнесмены неохотно сотрудничают с государством в рамках проектов частно-государственного партнерства (ЧГП), поскольку опасаются высокого уровня коррупции и бюрократии. Об этом свидетельствуют данные опроса Ассоциации менеджеров России (АМР).

Немного о ЧГП

Проекты ЧГП — это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. К типичным проектам такого рода можно отнести строительство или реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры — аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов; общественных объектов недвижимости — больниц, школ, музеев; коммунальных сооружений — таких как системы канализации, водоснабжения, мусоропереработки, — а также управление указанными объектами. В рамках проектов ЧГП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. В ряде случаев эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта. Российский бизнес готовит уже 200 проектов с участием государства. 12 из них, согласно экспертным оценкам, вызвали заинтересованность и, по сути, получили одобрение ведомственных структур. На нынешний момент игроки рынка перешли от дискуссии о новой форме проектного финансирования к обсуждению практических вопросов. И, как выяснилось, главная головная боль и правительства, и бизнесменов — возникающие в результате совместного сотрудничества риски.

Бочка дегтя

Больше всего нареканий вызывают высокий уровень коррупции и избыточная бюрократизация, нестабильность нормативно-правовой базы, что в значительной степени обусловлено вероятностью конфискации и национализации имущества, а также зыбкость приоритетов в социально-экономическом развитии. На это указали 38,1% из 176 опрошенных респондентов. На втором месте среди трудностей (31,8%) — отсутствие ответственности госструктур за результат и сроки согласований. Бизнес-риски совместных с государством проектов волнуют только четверть опрошенных. Совсем незначительными видятся проблемы, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций (3,4%). Немаловажно и то, что предприниматели зачастую не доверяют государству как партнеру в проектах ЧГП.

Ложка меда

По мнению большинства респондентов, главное преимущество ЧГП — это привлечение бюджетных средств и доступ к ранее закрытым сферам экономики (транспортной инфраструктуре, ЖКХ и прочим). Предприниматели также полагают, что участие в ЧГП упростит взаимодействие с госорганами — к примеру, при получении лицензий и разрешительной документации. И, наконец, бизнесмены надеются получить под осуществление своих проектов кредиты от российских и зарубежных финансовых организаций за счет государственных гарантий. Наибольший интерес у представителей компаний, согласно опросу, вызвали проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры. Это направление выбрали 64,8% респондентов. Второй по приоритетности областью оказалась традиционно дотационная сфера ЖКХ (такое мнение высказали 55,1% опрошенных). Третье место с 35,2% голосов участников исследования заняла сфера энергетики. Четвертое и пятое места с незначительным разрывом заняли строительство (29,5%) и промышленность (28,4%). Такой ответ отчасти объясняется тем, что, за исключением наиболее крупных объектов в сфере строительства и промышленности, здесь предприниматели самостоятельно привлекают инвестиции и не имеют значительной потребности в использовании схемы ЧГП.

Основными препятствиями на пути проектов ЧГП предприниматели считают коррупцию, бюрократию и зыбкость нормативно-правовой базы.

Как себя обезопасить

Юрист адвокатского бюро «Карманян и партнеры» Евгений Карманян выделяет три области, где для компании, пошедшей на сотрудничество с государством, риск возникает уже на первой стадии проекта: это земля, проектно-сметная документация и арбитражные вопросы. В соглашениях не всегда досконально прописываются обязанности участников ЧГП, а чтобы поменять уже установленные в документе данные, нужно заново пройти процедуру принятия документа правительственной комиссией. Юристы также советуют учитывать, что число участников инвестиционного соглашения на практике обычно оказывается шире оговоренного документально. В документе бывают указаны 4–5 «белых» федеральных агентства, но в любой момент могут подключиться и «скрытые» — ФАС, ФНС, Росприродназдор и т. д.

Ударить по проекту могут и законодательно закрепленные при ЧГП принципы работы с проектной документацией: владелец бизнеса оказывается фактически «выключенным» из процесса подготовки проекта, а госзаказчик ответственности за ошибки не несет. Если между участниками партнерства возникают какие-либо споры, их крайне сложно решить в судебном порядке — российский арбитраж на сегодняшний день не имеет соответствующей практики. Именно поэтому юристы советуют заранее исключить из договора все неоднозначные моменты. Для того, чтобы оградить себя от рисков, которые в рамках ЧГП переносятся на частные компании, юристы советуют заключать факультативные договоры. Но, несмотря на существующие трудности, 9 из 10 компаний, уже принимавших участие в проектах ЧГП, не спешат отказываться от дальнейшего участия в подобных программах. А это свидетельствует о наличии существенного экономического интереса для частных фирм и о значительных перспективах ЧГП в России.

Татьяна САЖИНА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.