Бизнес-инкубаторы стали и кровом, и опекуном для малого бизнеса

Бизнес-инкубаторы стали и кровом, и опекуном для малого бизнеса

25.07.2008 распечатать

За несколько лет своего существования отечественная система бизнес-инкубирования не только вышла из начальной стадии развития, но и доказала свою состоятельность. Из общего количества компаний, которые находятся в стенах бизнес-инкубаторов, значительно развивается больше половины предприятий. Об этом, а также о планах по дальнейшему формированию инфраструктуры «Московскому бухгалтеру» рассказал директор Национального содружества бизнес-инкубаторов Виталий Мартынюк.

— Виталий Николаевич, расскажите о формах бизнес-инкубаторов, которые на данный момент существуют в России. За счет чего осуществляется их финансирование?
— В России на данный момент представлены в основном или государственные учреждения, или бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах. Все отечественные предприятия финансируются за счет регионального и муниципального бюджетов либо существуют за счет софинансирования с федеральным бюджетом. Например, с 2005 года по 2008 год из федерального бюджета было выделено около 1 млрд 211 млн рублей на строительство бизнес-инкубаторов по всей стране.
Что касается заведений при вузах, то их создание также поддерживает Федеральное агентство по образованию, выделившее на строительство бизнес-инкубаторов порядка 200 млн рублей. Уже созданы и работают инкубаторы при Высшей школе экономики, МГТУ имени Баумана и МФТИ. Учреждения подобного типа активно открываются и в Московской области — в наукоградах и при крупных НИИ. Так, в настоящее время девять бизнес-инкубаторов, расположенных в Московской области, уже достаточно успешно функционируют. Еще 14 подобных центров планируется построить до 2012 года.
— Насколько создание и поддержка бизнес-инкубаторов поможет развитию малых и средних предприятий? Эффективна ли эта система?
— Бизнес-инкубаторы — это целая инфраструктура помощи малому и среднему бизнесу на начальной стадии их развития. Это уникальная система, которая на данный момент зарекомендовала себя только с положительных сторон. Из 100 процентов предприятий, которые находятся в бизнес-инкубаторах, 85 процентов продолжают работать после первого года существования. Вне стен инкубаторов таких компаний гораздо меньше — всего около 15—20 процентов. Разница колоссальная.
— А в чем заключается основная помощь бизнес-инкубаторов бизнесменам? Что получит начинающее предприятие, попав в такую организацию?
— Самое главное — это льготная арендная плата. В первый год бизнесмен платит не более 40 процентов от муниципальной ставки, во второй — не более 60 процентов, в третий — не более 100 процентов. По Москве же льготная ставка за третий год нахождения в инкубаторе составляет примерно 80 процентов.
Еще один важный момент — это набор необходимых предпринимателю услуг. Бизнес-инкубаторы на льготных условиях предлагают своим резидентам помощь квалифицированных бухгалтеров и юристов, а также рекламную и маркетинговую поддержку. Кроме того, многие бизнес-инкубаторы предоставляют собственные комнаты для переговоров. То есть предпринимателям не нужно думать, где организовать встречу с клиентом или нужными ему людьми.
— Виталий Николаевич, а предприятия, которые могут обращаться за поддержкой, должны быть ориентированы на какой-то определенный род деятельности, или помогут всем?
— Все зависит от специализации бизнес-инкубатора. Существуют инновационные бизнес-инкубаторы, ориентированные на научные предприятия. Есть производственные технопарки. Также имеются учреждения смешанного типа или центры без какой-либо конкретной направленности. То есть клиентом бизнес-инкубатора может стать практически любое предприятие. Ограничения касаются только самодостаточных по определению компаний, которые не нуждаются в поддержке. Так, в бизнес-инкубатор не допустят организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, оптовой и розничной торговлей и предоставлением финансовых услуг. Кроме того, не возьмут предприятия, с момента создания которых прошло больше одного года.
— Что нужно сделать для того, чтобы попасть в бизнес-инкубатор? Существуют ли какие-то критерии отбора счастливчиков?
— Первое, что необходимо предоставить, — это грамотный бизнес-план. Затем конкурсная комиссия изучает личное резюме директора и проводит с ним собеседование. Необходимо разобраться, как человек видит развитие своей компании. Никого не возьмут только из-за его идеи, и люди, изначально ориентированные на неудачу, в бизнес-инкубатор не попадут. Например, в Твери был открыт бизнес-инкубатор, который первые полгода существования стоял с полупустыми площадями. Просто руководство решило, что лучше пустовать, чем набирать всех подряд. Поэтому здесь также очень многое зависит от управляющей инкубатором команды и ее внутренней политики.
Если же предприятие проходит конкурсный отбор, оно остается в бизнес-инкубаторе и может пользоваться его услугами в течение трех лет. Этот срок определен федеральными законами, и дольше него находиться в инкубаторе нельзя.
— С точки зрения начинающих предприятий бизнес-инкубаторы выглядят очень привлекательно. А есть ли прямая выгода для государства? Как Вы думаете, станут ли бизнес-инкубаторы окупаемыми и доходными?
— Хочется отметить, что перед бизнес-инкубаторами не стоит задачи быть доходными. Главная функция таких учреждений — это все-таки помощь малому бизнесу. И бизнес-инкубаторы с этой миссией справляются на пять баллов. Тем не менее все время находиться исключительно на бюджетных средствах не совсем правильно, и, конечно же, каким-то образом таким центрам нужно стремиться к самостоятельному получению доходов. Тем более что для бизнес-инкубаторов существует масса возможностей стать доходными, не повышая арендной ставки. Необходимо дать максимально конкурентоспособный и востребованный на рынке перечень услуг, пусть и по льготным ценам. При этом такие услуги должны предоставляться не только резидентам инкубатора, но и внешним клиентам. Хочу отметить, что в качестве эксперимента такая система уже внедрена и достаточно неплохо себя показывает.
Есть и еще один возможный доходный вариант. Бизнес-инкубаторы вкладывают свои средства в учредительный капитал малого предприятия, которое в нем находится. В таком случае инкубатор не только заинтересован в выживаемости компании-резидента, но и получает за счет этого заработок.

Бизнес-инкубаторы на льготных условиях предлагают своим резидентам помощь квалифицированных бухгалтеров и юристов, а также рекламную и маркетинговую поддержку.

— Существуют ли на данный момент открытые действующие проекты, инициативы, направленные на развитие сектора бизнес-инкубирования?
— У Минэкономразвития скоро стартует один крупный проект, который относится к параллельной ветви бизнес-инкубирования. Дело в том, что за три года существования предыдущей программы организаторы пришли к выводу, что строительство одних только инкубаторов, специализирующихся на поддержке предприятий, работающих в основном в сфере услуг, не приводит к резкому рывку в экономике. Для нормального развития предпринимательства необходимо производство товаров, так что МЭР планирует запустить многолетнюю программу по созданию технопарков. То есть крупных производственных помещений, размером не менее 3—5 тысяч квадратных метров, которые будут отданы начинающим предпринимателям под размещение станков и другого оборудования, необходимого для производства товаров.
— Что Вы можете назвать первоочередной задачей в деле развития сектора?
— Самая главная задача на данный момент — это создание унифицированной методической базы бизнес-инкубаторов, то есть формирование условий, при которых все учреждения будут подчиняться общему регламенту. Также необходимо внедрить систему классификаторов, по которым работу бизнес-инкубаторов можно будет оценивать, исходя из единой шкалы стандартов. Кроме того, для развития сектора нужны грамотные управленцы. Необходимо, чтобы учреждение работало максимально грамотно и эффективно. Именно по этой причине в данный момент реализуется программа по подготовке управляющих команд для бизнес-инкубаторов: организовываются специальные обучающие курсы и разрабатываются оптимальные технологии администрирования.
Еще один важный аспект, который поможет становлению бизнес-инкубирования, — это организация работы инкубаторов по принципам саморегулируемой организации. Необходимо наделить такие центры полномочиями, при которых они смогут самостоятельно предлагать федеральным властям необходимые условия для собственного развития. Хотелось бы, чтобы бизнес-инкубирование стало достаточно сильной и мощной системой, образующей целую инфраструктуру поддержки малого бизнеса.

Марина Данюкова

Виталий Николаевич Мартынюк окончил Московский государственный автомобильно-дорожный институт и аспирантуру при Академии государственной службы при Президенте РФ. Трудовую деятельность начал в Министерстве труда и социального развития, где получил чин советника государственной службы III класса. Был награжден грамотой Центрального аппарата министерства.

В 2005 году стал заместителем директора Национального содружества бизнес-инкубаторов (НСБИ) и через полгода возглавил организацию. В данный момент входит в состав Комитета Торгово-промышленной палаты по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. С 2005 года является членом Молодежного совета при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...