Азбука доверия

Азбука доверия

20.04.2009 распечатать

Совершать какие-либо действия от имени компании вправе только генеральный директор. На практике же львиная доля его полномочий распределяется между сотрудниками фирмы. Подобная передача прав оформляется доверенностью. Однако бесконтрольная раздача таких документов чревата серьезными неприятностями для фирмы. Евгений Акимов, заместитель генерального директора Юридической компании «Велес Лекс», рассказывает о том, как нужно действовать, чтобы эти проблемы Вас не коснулись.

Что, кому и как?

Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Считается, что составить такой документ может каждый руководитель, и ничего сложного в данной процедуре нет. Тем более что Гражданский кодекс РФ не предъявляет никаких требований к ее оформлению, а, следовательно, она может быть составлена в свободной форме. Есть, правда, некоторые исключения из данного правила. Так, доверенность на право получения товарно-материальных ценностей является первичным документом бухгалтерского учета (п. 1.3 Постановления Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а) и должна быть выписана по специальным унифицированным формам: № М-2   М-2а.

Голосуем по паспорту

В доверенности обязательно должны быть указаны паспортные данные поверенного, если бумага выдается для участия в голосовании на общем собрании акционеров акционерного общества (ст. 57 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 января 1995 г.) или участников общества с ограниченной ответственностью (ст. 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Доверенности можно разделить на две группы: генеральные и выданные для совершения разовых или однородных действий. Первая может быть выдана руководителю филиала компании или управляющему имуществом. Вторая же используется для совершения единичного действия, такого как получение заработной платы, постановка автомобиля на учет и т. д.

Можно выделить также специальные доверенности, необходимые при заключении ряда однотипных сделок (например, доверенность на заключение договоров купли-продажи автомобилей, которая в автосалонах выдается менеджерам по продажам) или для совершения однородных действий (например, периодическое представление интересов компании в судах либо же управление транспортным средством).

Доверенность может быть выдана непосредственно доверителем или в порядке передоверия. В последнем случае она должна быть в обязательном порядке нотариально удостоверена. Аналогичный документ, выдаваемый для совершения сделок с недвижимостью, а также иных коммерческий операций, требующих нотариальной формы, также должен быть заверен у нотариуса. Если же речь идет о доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, в том числе на получение вознаграждения авторов, то она может быть удостоверена руководителем организации, в которой доверитель работает или учится.

Согласно ст. 183 ГК РФ, права и обязанности по сделке, совершенной с превышением полномочий, возникают не у организации, а именно у самого представителя.

Кто, когда, зачем?

Необходимо указать место и дату выдачи доверенности. Отсутствие этих реквизитов делает ее ничтожной. Следует сказать, что согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ срок, на который выдана доверенность, начинает течь на следующий день после календарной даты, которой определено его начало. То есть, если в документе написано 17 ноября 2008 г., то действовать он будет только с 18 ноября. Это довольно спорное утверждение, поскольку некоторые эксперты считают, что доверенность начинает действовать в тот же день, когда ее выдали. Так что при составлении документа бухгалтеру следует данный нюанс учитывать и выдавать бумагу заблаговременно до совершения определенных действий. Это позволит избежать неблагоприятных ситуаций в будущем.

В доверенности следует указать срок, на который она выдана. Максимальная его продолжительность — три года, как это следует из ст. 186 ГК РФ. Если срок не указан, то такой документ действует в течение одного года с даты его выдачи.

После указаний на место и дату выдачи документа идет наименование организации, которая наделяет поверенного полномочиями. Здесь необходимо писать полное наименование фирмы, ФИО руководителя или иного лица, которое уполномочено выдавать доверенности. Также желательно прописать ОГРН и ИНН компании. Дело в том, что некоторые органы и организации требуют указывать эти сведения и при их отсутствии отказываются совершать требуемые от них действия, хотя это и незаконно.

Следующий абзац доверенности посвящен личности поверенного, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, паспортные данные и данные о регистрации по месту жительства. Требование указывать паспортные данные не следует напрямую из норм Гражданского кодекса РФ, но лишь указание этих реквизитов позволит чиновникам, судьям или контрагентам понять, что перед ними представитель организации.

Главным является то, что из любой доверенности должна быть ясно видна воля доверителя и объем передаваемых полномочий.

В основной части данного документа должны быть сформулированы полномочия представителя. Желательно расписать их предельно подробно и избегать фразы «а также иные полномочия, связанные с данной доверенностью». Подобная фраза может породить разногласия и увеличить время на выполнение поручения.

Отзыв нужно обнародовать

Бывают случаи, когда лицо, которому выдана доверенность, утрачивает оказанное ему доверие у руководителя компании либо совершает действия, позволяющие усомниться в его благонадежности и честности. В таком случае следует отменить доверенность, направив уведомление о ее отзыве уже бывшему представителю, а также всем третьим лицам (контрагентам, в суды и т. п.), с которыми возможно общение этого лица. Идеальным вариантом будет вручение такого уведомления держателю доверенности лично под расписку, а если оно направляется по почте, то делать это нужно заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если же бывший представитель заключил сделку, основывая свои полномочия на уже отозванной доверенности, и организация не совершила действий, свидетельствующих о ее одобрении, то такая сделка не порождает никаких прав и обязанностей для компании.

Откуда, куда, с чем?

В доверенности на представление интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах обязательно должно быть оговорено право представителя:

  • на подписание искового заявления;
  • на подписание отзыва на исковое заявление и его подачу;
  • на подписание заявления об обеспечении иска;
  • на передачу дела в третейский суд;
  • на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска;
  • на изменение основания или предмета иска;
  • на заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам;
  • на передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие);
  • на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • на обжалование судебного акта арбитражного суда;
  • на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Данные требования содержатся в ст. 62 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 54 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Оригинал доверенности или ее копия, заверенная надлежащим образом, должны быть приложены к исковому заявлению при его подаче в суд.

Если речь идет о доверенности для участия в исполнительном производстве, то следует сказать, что поверенный вправе совершать от имени доверителя все действия, связанные с исполнительным производством. Однако, как и в случае с доверенностями в суд, законодатель предусматривает положения, которые необходимо в обязательном порядке указывать в таких бумагах. Специально должны быть оговорены шесть полномочий:

  • предъявление и отзыв исполнительного документа;
  • передача полномочий другому лицу (передоверие);
  • обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
  • получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
  • отказ от взыскания по исполнительному документу;
  • заключение мирового соглашения.

Если фирма заключила договор на обслуживание с юридической или иной консалтинговой компанией для представления своих интересов в судах, налоговых органах и т. д., то доверенность следует выдавать на сотрудника такой организации. Безусловно, доверенность можно выдать и на компанию в целом, однако в этом случае ей придется в порядке передоверия уполномочить своего сотрудника на совершение действий, предусмотренных консалтинговым договором. А это лишняя трата времени и средств клиента.

Смените коней на переправе

Некоторые судьи считают доверенности, выданные до вступления в должность нового руководителя, недействительными. Однако ни в одном законодательном акте об этом не сказано. Ст. 188 ГК РФ, содержащая основания прекращения доверенности, говорит лишь о том, что указанная бумага теряет силу при прекращении деятельности юридического лица. Так что при смене генерального директора компании будет не лишним выдать новые доверенности, отозвав и признав недействительными выданные предыдущим руководителем. В противном случае можно неожиданно обнаружить, что имя компании фигурирует в сомнительных сделках. На то, чтобы восстановить подпорченную репутацию, уйдет масса времени и денег.

Кем, кого, чем?

Немаловажным является положение доверенности о возможности передачи предусмотренных в ней полномочий в порядке передоверия. Если данная возможность в документе была предусмотрена, то при совершении такой процедуры представитель, передавший свои полномочия, обязан уведомить об этом организацию или гражданина, выдавшего ему доверенность.

Чтобы придать доверенности юридическую силу, ее должен подписать руководитель организации либо лицо, уполномоченное выдавать доверенности от имени организации. Необходима также печать. Данное требование прямо указано в различных законодательных актах (п. 5 ст. 185 ГК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 3 ст. 53 ГПК РФ).

Кроме этого, если доверенность выдается государственным или муниципальным предприятием на получение или выдачу имущественных ценностей, в том числе денежных средств, то поставить свою подпись должен также главный бухгалтер организации.

Представитель должен действовать в пределах полномочий, указанных в выданной бумаге. Но зачастую возникают ситуации, когда он злоупотребляет полученными возможностями. Согласно ст. 183 ГК РФ, права и обязанности по сделке, совершенной с превышением полномочий, возникают не у организации, а именно у самого представителя.

Чтобы права и обязанности возникли у представляемой организации, такая сделка должна быть прямо одобрена генеральным директором или иным уполномоченным на то лицом.

В доверенности должны быть отражены воля доверителя и объем передаваемых полномочий.

Согласно п. 5 Информационного письма Высшего арбитражного суда РФ № 57 от 23 октября 2000 г. под прямым последующим одобрением сделки понимается:

  • письменное или устное одобрение;
  • признание представляемым лицом претензии контрагента;
  • конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке);
  • заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой;
  • просьба об отсрочке или рассрочке исполнения;
  • акцепт инкассового поручения.

В заключение можно сказать, что выдавать доверенности необходимо с должной осмотрительностью и четко прописывать все делегируемые полномочия. Лучше потратить лишнее время на грамотное составление документа, чем впоследствии тратить деньги на решение возникших проблем.

Евгений Акимов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.