Аудит собственными силами

Аудит собственными силами

27.08.2008 распечатать

Перед сдачей отчетности внутренний аудит становится особенно актуальным. Если в штате фирмы нет внутреннего аудитора, главный бухгалтер может самостоятельно составить план самопроверки. В нашем «руководстве к действию» выделено 11 шагов.

Как известно, аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит — независимая форма аудита, а внутренний — ведомственная или внутренняя форма контроля.

Служба внутреннего аудита

Нормативное определение понятия «внутренний аудит» содержится в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Согласно правилу (стандарту) № 29, внутренний аудит — это контрольная деятельность, которая осуществляется внутри фирмы силами ее собственного подразделения — службой внутреннего аудита. Перед этим подразделением руководство обычно ставит такие задачи, как:

  • проверка эффективности системы внутреннего контроля;
  • финансовый анализ и исследование управленческой информации;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства и т. д.

Внутренний аудит может выполнять и единственный специалист, предусмотренный штатным расписанием, — внутренний аудитор. Работа в такой должности, даже при наличии у сотрудника квалификационного аттестата аудитора, аудиторской деятельностью не считается (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В идеальной ситуации внутренний аудитор отчитывается перед собственниками (органами управления) фирмы. А главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю фирмы, то есть ее исполнительному органу (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При такой субординации внутренний аудитор может выполнять обязанности ревизора (п. 6 ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

это важно

Работа внутренним аудитором даже при наличии у сотрудника квалификационного аттестата аудитора аудиторской деятельностью не считается.

Внутренний аудит не заменяет внешний

Внешний аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. В свою очередь, служба внутреннего аудита не обладает самостоятельностью и независимостью от руководства. По этой причине внутренний аудит не может заметить обязательный внешний аудит. Но при наличии внутреннего аудитора необходимости в инициативном аудите, как правило, не возникает.

Деятельность службы внутреннего аудита обычно регулируется внутрифирменным документом (положением), которым определены обязанности, ответственность и полномочия внутреннего аудитора. При этом главный бухгалтер всегда может рассчитывать на методическую помощь внутреннего аудитора. Такая поддержка значительно дешевле консалтинговых услуг аудиторской организации, более оперативна и заведомо учитывает нюансы хозяйственной деятельности фирмы.

Как правило, внутренний аудитор сопровождает выездные налоговые проверки, организует инвентаризации, взаимодействует с внешними аудиторами в ходе обязательной проверки. Этим он оказывает существенную помощь бухгалтерии. В свою очередь, мнение главбуха о профессионализме внутреннего аудитора очень весомо для руководства фирмы.

Сам себе аудитор

Если на фирме нет внутреннего аудитора, то вся нагрузка по подготовке к обязательному аудиту ложится на главного бухгалтера. Формирование отчетности за полугодие — как раз подходящий период, чтобы начать такую подготовку.

Если у вас нет договора на обязательный аудит за 2008 год, то лето — самое подходящее время для его заключения. Цена на аудиторскую проверку будет минимальной, а времени для общения с внешними аудиторами у главбуха окажется больше. К тому же поэтапное проведение аудиторской проверки — на основании промежуточной отчетности за полугодие и 9 месяцев — значительно облегчит подготовку годовой отчетности.

Предусмотрите в договоре возможность текущего консультирования по возникающим вопросам.

Если же в ближайшей перспективе контактов с аудиторами не предвидится, разработайте план «самопроверки». Ведь выявление и устранение многих недостатков учетной работы не требует аудиторской квалификации. Начните с изучения учредительных и организационно-распорядительных документов фирмы. За повседневной «текучкой» на это постоянно не хватает времени.

Шаг 1-й. Открываем устав. Первое, что стоит проверить, — написание наименования фирмы. Если наименование в уставе целиком прописано заглавными буквами, то аналогичное написание должно применяться на оттиске печати, в выписке из ЕГРЮЛ и во всех документах, создаваемых фирмой, — хозяйственных договорах, бухгалтерской «первичке» и регламентированной отчетности. Применение строчных букв вместо заглавных считается ошибкой (например, «Сатурн» вместо «САТУРН»).

Шаг 2-й. Уточняем адрес. Случается, что в уставе адрес организации содержит номер офиса, а в счетах-фактурах этот элемент опускают. Поэтому следует проверить документы на соответствие «уставному» адресу.

Местонахождение фирмы по «юридическому» адресу подтвердит договор. А реальность арендных отношений — арендные платежи.

Шаг 3-й. «А есть ли резервный фонд?» В уставе бухгалтер может обнаружить требование об обязательном формировании резервного фонда путем отчислений из чистой прибыли. Как правило, такой фонд устанавливается в процентах от уставного капитала. Если такое требование в уставе есть, то резервный фонд нужно доначислить.

Шаг 4-й. Срок-контроль. В уставе вы найдете сроки проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества. В ООО оно должно было состояться до 1 мая, а в АО (ЗАО, ОАО) — до 1 июня. На собрании утверждается бухгалтерский баланс за 2007 год, а ведь показатели на конец предшествующего года образуют начальные показатели баланса текущего года. Не забудьте проконтролировать и срок полномочий генерального директора. В обществе с ограниченной ответственностью этот срок также определяется уставом.

Шаг 5-й. Обратите внимание на статистический код основного вида деятельности. Этот код устанавливают по правилам Временных методических указаний о порядке определения основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе ОКВЭД, утвержденных приказом Госкомстата РФ от 22 января 2004 г. № 8. Данный показатель определяют по результатам истекшего календарного года и на протяжении текущего года его не пересматривают. Сведения о кодах по ОКВЭД должны быть отражены в ЕГРЮЛ.

Шаг 6-й. Проверяем соблюдение учетной политики. Случается, что фактически применяемые методы учета отличаются от утвержденных руководителем. Особенно это касается формирования себестоимости продукции в бухгалтерском учете и порядка определения прямых расходов в налоговом учете. Учтите, что Минфин приветствует сближение бухгалтерского и налогового учета (письма Минфина России от 15 мая 2007 г. № 03-03-06/1/274, от 28 марта 2007 г. № 03-03-06/1/182).

Шаг 7-й. Соблюдается ли законодательство о труде? В небольших бухгалтериях весьма проблемным является участок расчетов с персоналом по оплате труда. Этот участок тесно связан с кадровым учетом.

Первое, что проверят аудиторы, — это наличие трудовых договоров. Поэтому заранее стоит позаботиться о том, чтобы их содержание соответствовало требованиям, перечисленным в статье 57 Трудового кодекса.

Обратите внимание — размер должностного оклада указывают непосредственно в договоре. Ссылка на штатное расписание будет нарушением трудового законодательства. Недостающие сведения и условия оформляют дополнительным соглашением к договору.

Принципиально, что зарплата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. День выплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). При нарушении установленного срока выплаты работодатель обязан выплатить работнику проценты (ст. 236 ТК РФ).

Все унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1, обязательны к применению. А спектр требований трудового законодательства иллюстрирует постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2006 г., 3 октября 2006 г. № 09АП-12133/2006-АК.

Шаг 8-й. Счета-фактуры. В письме Минфина России от 14 декабря 2007 г. № 03-01-15/16-453 представлены новые разъяснения о порядке заполнения графы 1 счетов-фактур. В ней нужно приводить описание выполненных работ и услуг, ссылок на реквизиты договора и акта недостаточно. С этим мнением трудно не согласиться. Но встает вопрос — насколько подробным должно быть описание? Оптимальное решение — сохранить реквизиты договора и акта и дополнительно указать предмет договора, как он определен сторонами договора.

Шаг 9-й. Сравните прибыль. Проверку расчетов по налогу на прибыль аудитор начинает с сопоставления бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, выявляя наличие и причины расхождения этих показателей.

Рекомендуем бухгалтеру сохранить расшифровки этих отклонений, оформив их справкой. Это ускорит прохождение проверки. Такая справка бухгалтера необходима, если фирма специально не формирует регистры налогового учета, а ведет налоговый учет на основе регистров бухгалтерского учета.

Шаг 10-й. Не забудьте про обособленные подразделения! Напомним об обязанности по постановке на учет в налоговых органах обособленных подразделений фирмы. Это нужно сделать в отношении тех территориально обособленных подразделений, в которых оборудованы стационарные рабочие места на срок более месяца (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 83 НК РФ). Данное требование распространяется на все сферы деятельности — от строительных площадок до объектов розничной торговой сети.

Шаг 11-й. «Забалансовый» контроль. Подчеркнем необходимость забалансового учета арендованных основных средств. Проблема состоит в том, что в договорах оценка объектов аренды приводится не всегда. Дело в том, что гражданское законодательство не обязывает арендодателя производить оценку. В таком случае арендатор вправе отразить арендуемое имущество в условной оценке, закрепив это решение в учетной политике.

Е. Диркова, аудитор, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...