«Премудрости аренды у государства» мы разбирали юридические тонкости арендных отношений. Пришло время поговорить о самом сокровенном — об учете операций по аренде госимущества." />Аренда «государева» имущества - Бухгалтерия.ru
Аренда «государева» имущества

Аренда «государева» имущества

16.02.2009 распечатать

В статье нашего журнала «Премудрости аренды у государства» мы разбирали юридические тонкости арендных отношений. Пришло время поговорить о самом сокровенном — об учете операций по аренде госимущества.

Итак, ваша организация решила арендовать имущество у государства. Характерная особенность таких арендных отношений для целей налогообложения определяется пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса. В ней идет речь об «агентском» НДС. И реальность такова, что, если арендатор муниципального или государственного имущества (независимо от того, кто непосредственно выступает арендодателем) не признает себя налоговым агентом по НДС, велика вероятность спора с налоговыми органами.

НДС для агента

У агентов, как известно, свои обязанности. Во-первых, НДС нужно своевременно и правильно исчислить. Во-вторых — опять же своевременно уплатить. И в-третьих, вовремя отчитаться по налогу. И все это независимо от того, является организация-арендатор плательщиком НДС или нет.

Чтобы рассчитать сумму НДС, нужно внимательно изучить договор аренды. В идеале в тексте договора сумма НДС должна быть выделена. Если этого не произошло, налог надо выделить из суммы арендного платежа по ставке 18/118. Собственник имущества может не согласиться с таким вариантом. Ведь сумма арендного платежа уменьшится. Тогда остается последний, очень затратный способ рассчитать НДС — сумму арендной платы умножить на ставку налога (18 процентов). В этом случае арендатору придется уплатить налог из собственных средств.

Напомним важный момент. Для налоговых агентов предусмотрен особый порядок заполнения декларации по НДС. Сумма НДС по арендной плате, исчисляемая и уплачиваемая налоговым агентом, указывается в разделе 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 136н.

внимание

Чтобы рассчитать сумму НДС, нужно внимательно изучить договор аренды. В идеале в тексте договора сумма НДС должна быть выделена. Если этого не произошло, налог надо выделить из суммы арендного платежа по ставке 18/118.

Прибыль для арендатора

Принципиальных отличий расчета налога на прибыль при аренде госимущества от расчета при других арендных отношениях нет. Но выделить основные моменты все же нужно.

При методе начисления организация признает свои расходы в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов в виде арендных платежей за арендуемое имущество может признаваться:

  • дата расчетов,
  • дата предъявления налогоплательщику документов,
  • последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные и документально подтвержденные налогоплательщиком затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Подтверждающими документами являются договор аренды, акт приема-передачи имущества и документы об оплате. Обоснованными расходами станут любые затраты при условии, что они осуществляются для деятельности, направленной на получение дохода. Если ваша фирма работает на УСН, то отнести арендные платежи на расходы можно на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Некоторые налоговые инспекции упорно требуют, чтобы договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, регистрировался государством.

Кроме того, инспекторы полагают, что арендные отношения должны ежемесячно подтверждаться актами приема-передачи услуг. Но Налоговый кодекс не обязывает арендаторов иметь такие документы. Так что требования налоговиков можно считать необоснованными.

это важно

Для обоснования арендных расходов налоговые органы могут потребовать ежемесячные акты приема-передачи услуг и государственную регистрацию договоров аренды недвижимого имущества, заключенных на срок более года. Такие требования законодательством не предусмотрены.

Наконец, о бухгалтерии

В бухгалтерском учете расходы по аренде госимущества признаются расходами по обычным видам деятельности. Чтобы отразить расчеты с арендодателем, используйте счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет операций рассмотрим на конкретном примере.

Пример

ООО «Городские товары» арендовало помещение стоимостью 500 000 руб., находящееся в государственной собственности. Арендная плата условно составляет 10 000 руб. в месяц, в т. ч. НДС. Учетной политикой ООО «Городские товары» предусмотрено, что расчеты с арендодателем за арендованное госимущество отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Арендатор принимает полученное имущество на забалансовый учет в согласованной в договоре оценке.

Дебет 001 «Арендованные основные средства»
– 500 000 руб. — получено имущество в аренду.

Расчеты по арендной плате за государственное (муниципальное) имущество в учете организации-арендатора ежемесячно оформляются следующими записями:

Дебет 20     Кредит 60
– 8474,58 руб. (10 000 — 1525,42) — отражена задолженность арендодателю по арендной плате;

Дебет 19     Кредит 60
– 1525,42 руб. — отражен НДС по арендной плате;

Дебет 60     Кредит 68
– 1525,42 руб. — удержана сумма НДС с арендодателя;

Дебет 68     Кредит 51
– 1525,42 руб. — НДС по арендной плате за государственное имущество перечислен в бюджет;

Дебет 68     Кредит 19
– 1525,42 руб. — НДС по арендной плате принят к вычету;

Дебет 60     Кредит 51
– 8474,58 руб. — погашена задолженность перед арендодателем по арендной плате.

По истечении срока аренды отражается возврат арендованного имущества арендодателю:

Кредит 001 «Арендованные основные средства»
– 500 000 руб. — имущество возвращено арендодателю.

Подведем итоги. При аренде госимущества бухгалтеру нужно включаться в работу задолго до совершения первой хозяйственной операции. В его компетенции оказывается и определение статуса арендодателя, и обоснованность величины годовой арендной платы, и отчасти заключение самого договора. Кроме того, за работником «учетного фронта» остается расчет, удержание, перечисление НДС в бюджет, представление декларации, ведение первичной документации и, конечно, учет операций. Так что, если вы относитесь к числу тех фирм, которые арендуют госимущество, можете себе позавидовать. Ведь вы в одном лице и бухгалтер, и юрист, и экономист. А «собирательные» кадры ценны во все времена.

С. Хвостова,
директор департамента аудита, аудитор ООО «АФ «Аудиторское партнерство», налоговый консультант

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.