Анастасия Титаева: Милиция приходит неожиданно

Анастасия Титаева: Милиция приходит неожиданно

22.06.2006 распечатать

К налоговым проверкам фирмы и предприниматели давно привыкли. А вот визит сотрудников правоохранительных структур может кого угодно вывести из равновесия. В каких случаях в компанию могут прийти милиционеры? Каковы полномочия представителей власти? Как должны вести себя работники фирмы, если милиционеры постучали в дверь? Разобраться в этом нам помогла Анастасия Титаева, руководитель отдела налогов и права аудиторской компании «Бизнес-Фактор».

– Расскажите, кто и как сегодня проверяет компании?

– Контролирующих структур много – налоговые инспекции, ОВД, таможенные и санитарно-эпидемиологические службы, инспекции труда и т. д. Каждая из них обладает определенными полномочиями, выходить за рамки которых она не вправе. Следует заметить, что проверки фирм могут быть как гласные, так и негласные. Первые заключаются в том, что сотрудники проверяющей структуры непосредственно приходят в компанию. К гласным проверкам многие организации готовятся заранее. А вот о том, что фирму проверяют «неявно», она может и не подозревать.

Так, кредитные организации ежедневно контролируют операции своих клиентов по банковским счетам. Этим правом их наделил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Все подозрительные банковские операции отслеживает Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Экономическими преступлениями занимается Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (Департамент экономической безопасности МВД России).

Кроме того, проверять фирмы могут контрольно-ревизионные управления Минфина России. Мероприятия этих структур обычно связывают с контролем за целевым использованием бюджетных средств. Однако полномочия КРУ этим не ограничены. Налоговая служба также может проводить проверки, о которых организация ничего не знает – например, встречные.

– Хотелось бы узнать, какие проверки проводят сотрудники Департамента экономической безопасности МВД и ОБЭП?

– Как я уже сказала, Департамент экономической безопасности МВД занимается экономическими преступлениями. Поэтому сотрудники этого ведомства выявляют преступления, устанавливают виновных, разыскивают граждан, которые скрываются от следствия или суда. Также представители МВД ищут информацию, которая угрожает государственной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Спектр интересов подразделений БЭП (УБЭП, ОБЭП) довольно широк. Им подведомственны все экономические преступления. Поэтому они могут проверить любую компанию, независимо от сферы ее деятельности. Например, эти подразделения расследуют нарушения авторских прав. Также они выявляют такие преступления, как подделку денег и ценных бумаг, коммерческие подкупы, производство контрафактной продукции и другие, вплоть до нарушений в налоговой и банковской сфере.

Порой представители правоохранительных структур прибегают к силовому контролю. В офисы фирм внезапно врываются люди в масках и с оружием. У какого подразделения есть полномочия устраивать «маски-шоу»?

– Такие кардинальные методы вправе использовать все подразделения криминальной милиции. Их применяют, если силовики получают данные, что на территории компании совершается преступление. «Маски-шоу» обычно устраивают подразделения БОП (борьбы с организованной преступностью). Например, ОМОН (отряд милиции особого назначения) или СОБР (специальный отряд быстрого реагирования).

Если на фирму пришли люди с оружием, ни в коем случае не стоит препятствовать проверке. Но заранее подготовиться к «маски-шоу» не помешает. Если фирма опасается визита силовиков, ей следует заранее заручиться поддержкой адвоката. Ведь и такая проверка не лишает сотрудников фирмы права звонить по телефону. И даже если работника уложили на пол лицом вниз, он сможет вызвать адвоката. Во время проверки полезно внимательно наблюдать за действиями представителей власти и постараться запомнить все детали. Есть вероятность, что проверяющие превысят свои полномочия. Тогда будущий «разбор полетов» может помочь организации выйти из ситуации с наименьшими потерями.

В каких случаях фирме следует опасаться милицейского контроля?

– На мой взгляд, вероятность таких проверок существует всегда. Поэтому организация должна быть постоянно готова к ним. Проверки компаний не обязательно напрямую связаны с их деятельностью. Так, правоохранительные структуры могут пожаловать на фирму, если их заинтересовали ее контрагенты.

Безусловно, при определенных условиях риск проверки фирмы возрастает. Например, компания указала в отчетности крупные доходы и незначительные суммы налогов к уплате в бюджет. Или, допустим, по бухгалтерским документам выручка фирмы возросла, а налоговые выплаты не увеличились.

Если процветающая организация продает собственное имущество и сокращает штат сотрудников, контролерам это покажется подозрительным. Однако еще хуже, когда другие организации одновременно скупают имущество прежде успешной компании и принимают ее бывших сотрудников на работу. Такие «преемники» обычно занимаются той же деятельностью, что и процветавшая в прошлом фирма, и даже используют ее торговую марку. В совокупности такие действия компании могут стать тревожным сигналом для контролирующих подразделений.

Подскажите, для чего налоговая служба и милиционеры проводят совместные проверки?

– Основная задача представителей обеих структур – совместно проверить финансово-хозяйственную деятельность организации. В непредвиденной ситуации милиция обязана обеспечить безопасность налоговых контролеров. Также сотрудники правоохранительных подразделений могут войти в те помещения фирмы, куда инспекторам отказано в доступе. Совместные проверки проводят, как правило, для сбора доказательств предполагаемого экономического преступления.

Какие инструменты контроля чаще всего применяют сотрудники милиции?

– Все зависит от того, в чем именно подозревают фирму. Так, если милиция предполагает, что компания занимается контрабандой каких-либо товаров, их обязательно конфискуют. Если же владельцев фирмы подозревают в фальсификации документов, бумаги также изымут. Сотрудники милиции могут посчитать, что организация уклоняется от налогов. В этом случае представители властей будут допрашивать работников фирмы.

– Как проходят проверки компаний?

– Если проверка негласная, милиционеры могут наводить справки об организации, наблюдать за ее работой, следить за почтовой перепиской, прослушивать телефонные разговоры, внедрять в штат фирмы своих агентов.

Во время гласных проверок силовики проводят опросы, совершают контрольные закупки, обследуют офисные, торговые помещения и склады, досматривают автомобили. Также они забирают образцы товаров для исследования и проверяют документы.

Задачи любого вида оперативно-розыскных мероприятий – выявить и предупредить преступление.

Обратите внимание: осматривать офисы, производственные, складские и торговые помещения, автомобили, изымать образцы товара и документы, изучать бумаги, которые относятся к работе компании, милиционеры вправе только на основании постановления начальника ОВД или его заместителя. Кроме того, при осмотре и досмотре обязательно должны присутствовать двое понятых.

Другие мероприятия, например проверочная закупка, могут проходить и без упомянутого постановления. Вместо него сотрудники милиции обязаны предъявить другой документ, который наделяет их правом на проверку. Им может быть соответствующее предписание. Однако не стоит настаивать, чтобы милиционеры обязательно показали какую-либо бумагу. Ведь они могут проводить проверки и без специального документа. Тем не менее только личные удостоверения силовиков не дают им права «навестить» фирму.

– Как в такой ситуации убедиться, что проверка законна?

– Если сотрудники милиции не предъявили предписание, обязательно нужно позвонить их начальнику. Так можно выяснить, действительно ли компании назначена проверка.

Замечу, сотрудники милиции часто приходят на фирму для того, чтобы собрать доказательства для уголовного дела. При этом нужно иметь в виду, что некоторые действия они вправе проводить только после того, как дело будет заведено. Это обыск, выемка документов, арест имущества и т. д.

– Существует ли оптимальная тактика поведения, которой могут придерживаться сотрудники фирмы при общении с проверяющими?

– Действительно, сейчас ходит много разговоров о том, что фирма должна заранее выработать определенную стратегию поведения персонала при проверке. Однако для этого организация должна знать наверняка, «за что» ее могут проверить.

Если фирма не нарушает закон, главная рекомендация будет одна – во время проверки весь персонал должен соблюдать полное спокойствие. Милиционеров следует впустить в офис, даже если какие-то документы предприятия «не в порядке». Однако при этом нужно четко представлять, какими полномочиями обладают проверяющие. То есть следует знать, какие требования могут предъявить к фирме представители власти и должна ли она выполнить их немедленно. В некоторых случаях это можно сделать к определенному сроку. Работникам фирмы необходимо точно представлять себе и порядок, согласно которому должны проходить проверки. То есть очень важно, чтобы сотрудники компании знали не только свои права и обязанности, но и контролеров.

– Как Вы считаете, что выгоднее фирме: согласиться с решением проверяющих структур или попытаться обжаловать его в вышестоящей инстанции?

– В действительности все зависит от того, насколько компания законопослушна. Если фирма добросовестная, а ей приписывают нарушения, то тут и советы не нужны. Вряд ли она смирится с решением проверяющих и не станет отстаивать свои права.

Однако нередко руководители компании знают за собой грешок, но при этом предполагают, что смогут отстоять свои интересы. В таком случае тоже можно попытаться обжаловать решение проверяющих структур. Ведь покаяться фирма всегда успеет.

– В ближайшее время власти планируют отменить встречные проверки компаний. Как Вы считаете, такие изменения облегчат жизнь предпринимателям?

– Сомневаюсь, что их отменят. Дело в том, что это очень удобный инструмент налогового контроля. Я считаю, необходимо четко определить процедуру проведения встречных проверок. Это нужно, чтобы налоговые инспекции не запрашивали огромное количество документов и, по сути, не превращали такие проверки в неофициальные выездные. На мой взгляд, отдельной нормой следует запретить контролерам привлекать к ответственности организацию, по документам которой они проверяют ее контрагентов.

Случается, что при проверке фирмы сотрудники правоохранительных структур выходят за рамки своих полномочий. Как компания может защитить свои интересы в такой ситуации?

– Закон позволяет «обиженной» организации обжаловать действия проверяющих в вышестоящих структурах. Например, в МВД, прокуратуре или суде.

Как я говорила, во время проверки лучше не мешать милиционерам. Возмутиться можно, только если представители власти не предъявили никакого документа на проверку. Не нужно забывать, что они не вправе забрать товар без оформления соответствующего акта. Немало компаний пострадало от несанкционированного вывоза ценностей милицией. Вернуть товары в таких случаях бывает очень сложно, а порой и вовсе не получается.

Очевидно, что проверяющие могут опрашивать и допрашивать как рядовых сотрудников организации, так и административный персонал. Как грамотно подготовить работников разного уровня к таким «беседам»?

– Замечу, «опрос» и «допрос» – совершенно разные понятия. Так, под первым понимают специальную беседу. В ее ходе проверяющие получают полезную информацию от сотрудников фирмы.

В свою очередь, допрос – дача официальных показаний, которые могут служить доказательством вины сотрудника. На допросы работников фирм вызывают повестками.

Беседовать с проверяющими должны только те сотрудники, которые знают, «что говорить». Также им необходимо четко представлять права и обязанности служащих проверяющей структуры.

Беседовала эксперт «Консультанта» Ольга Сизова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...