«Амнистия» налоговой переплаты

«Амнистия» налоговой переплаты

25.09.2007 распечатать

Любая организация имеет полное право на то, чтобы распоряжаться принадлежащими ей средствами по своему усмотрению. Не являются исключением и излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов и штрафов. Поэтому вне зависимости от причин их возникновения, оставаться в бюджете «просто так» эти суммы не должны. Тем более что законодатели с такой точкой зрения полностью солидарны.

Лучше поздно, чем никогда

Еще в прошлом году законодателей можно было упрекнуть в том, что они недостаточно внимательны и справедливы к излишне уплаченным в бюджет суммам. В целом заинтересованность чиновников в пополнении государственной казны сомнений не вызывает. Да и та мысль, что разработанные ими нормы как будто специально направлены на ухудшение положения налогоплательщиков, вряд ли кого-то удивит своей новизной. Тем не менее инициаторы поправок смогли реабилитироваться, представив новую редакцию статей 78 и 79 Налогового кодекса, регулирующих вопросы зачета и возврата излишне перечисленных и взысканных платежей в бюджет (Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Так, с 1 января 2007 года зачетно-возвратные отношения распространяются не только на переплаты налогов, сборов и пеней, но также и на излишне уплаченные в бюджет штрафы. Несомненно, полученное право не могло не обрадовать коммерсантов, ведь раньше вернуть излишек уплаченных санкций представлялось возможным лишь по решению суда на основании заявления фирмы. Кроме того, изменения затронули сроки урегулирования данных вопросов с ревизорами.

Однако при всем разнообразии реализованных преобразований проблема установления единого порядка для всех переплат остается по-прежнему актуальной. А все потому, что без внимания остался вопрос зачета и возврата штрафных излишков, взысканных до 1 января 2007 года. Определенное участие законодатели в судьбе таких санкций все-таки приняли, просто запретив применять новый порядок к прошлогодним переплатам (п. 9 ст. 7 Закона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ). Другое дело, насколько такая ситуация может утешить владельцев бизнеса.

Примечательно и то, что реакция представителей ФНС на подобные изменения наступила лишь через полгода после вступления в силу поправок в указанные статьи Кодекса. Так, свежая редакция приказа от 15 сентября 2005 г. № САЭ-3-19/446@, регламентирующая возврат и зачет переплаченных в бюджет средств, вышла из-под пера налоговиков только в июле текущего года (приказ ФНС от 3 июля 2007 г. № ММ-3-19/411@). Таким образом, видимо, решившие, что «лучше поздно, чем никогда» чиновники исполнили свои «разъяснительские» обязанности, внеся пояснения в установленные вышеупомянутым приказом № ММ-3-19/411@ «Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам». О том, как именно видоизменилась «методичка», стоит рассказать подробнее.

Изучаем методику «в пунктах»

Во-первых, в связи с появившимися в Кодексе новшествами контролеры исключили из опубликованных методических рекомендаций пункт 2.6, ведь именно эта норма содержала запрет на зачет или возврат излишне взысканных санкций. Кроме того, утративший силу пункт не позволял засчитывать переплаты по налогу, сбору или пеням в счет погашения штрафов.

Во-вторых, были внесены «временные» поправки, ограничивающие сроки общения контролеров и организаций. Как известно, при желании направить переплату в счет покрытия своих налоговых задолженностей (или, в случае отсутствия таковой, вернуть излишек) фирме необходимо представить в инспекцию соответствующее заявление. Стоит отметить, что если за организацией числится недоимка, то ревизоры проведут зачет самостоятельно, не дожидаясь какой-либо «отмашки». При этом никто не запрещает подать заявление о погашении недоимки за счет переплаты.

О том, что компания «переборщила» с уплатой налогов, сборов, пеней или штрафов, ей должны сообщить инспекторы. Причем если раньше ревизорам на это давался целый месяц, то сейчас этот срок сокращен до десяти дней (п. 3 ст. 78, п. 4 ст. 79 НК), что и нашло свое отражение в методических рекомендациях.

Кроме того, сократилось и время, в течение которого налоговая обязана уведомить фирму о принятии решения о зачете или возврате. Так, если прежде на это отводилось две недели, то в этом году речь идет о пяти днях, а в качестве точки отсчета принимается момент принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК). Кстати, форма решения, установленная методическими рекомендациями, также была обновлена — в ней появилось упоминание о штрафах.

В-третьих, в «методичке» приведен новый порядок расчета процентов за несвоевременный возврат: исходя не из 1/360 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки, а как 1/365 ставки (или 1/366, если речь идет о високосном годе).

М. Лоскутова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.