Административные тенденции в сфере применения ККТ

Административные тенденции в сфере применения ККТ

26.08.2008 распечатать

Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) обязательно лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Но, как показывают наблюдения, круг субъектов малого бизнеса, оснащенного кассовыми аппаратами, расширяется и уже включает в себя даже те предприятия, где «по определению» ККТ быть не должно.

Технические аспекты категории ККТ

Согласно статье 1 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — закон № 54-ФЗ), под ККТ понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

С контрольно-кассовыми устройствами следует отождествлять и ЭВМ с собственным программным обеспечением, наподобие тех, что установлены в крупнейших сетях фаст-фуда, с технической точки зрения также представляющие собой терминал. Аналогичным образом вместо кассового аппарата может быть использован в качестве ККТ и обычный персональный компьютер.

Дело в том, что законодатель не привязывает к ККТ определенный тип электронной печати или программного обеспечения. Главное — это наличие фискальной или другой электронной памяти. Форма кассового чека в нормативном порядке не утверждалась. Это означает, что в принципе чек может быть распечатан на обычном принтере, причем неважно — матричном, струйном или лазерном. Кстати, платежные терминалы практически не используют лазерные технологии печати.

Для использования персонального компьютера в качестве ККТ нужно разработать лишь соответствующее программное обеспечение, которое позволит пройти обязательную сертификацию и подать заявку о включении оборудования в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

Чем отличается машина от техники

Жаль, что законодатель не стал описывать в законе № 54-ФЗ признаки ККТ, позволяющие дифференцировать ее от остальных видов цифровой техники, и отнес данный вопрос к компетенции правительства.

Отдельные признаки, увы, неспецифичные и не изложенные системно, были закреплены в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном постановлением Совета министров Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. Например, согласно пункту 11 этого Положения, на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется Книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Однако ККТ от других машин отличает не только наличие лентопечатного механизма. Незнание в какой-то мере технических моментов стало причиной, если можно так выразиться, «заблуждений» налоговых органов. В результате в тексте данного постановления произошла подмена более широкого понятия — ККТ, которое применил законодатель, на более узкое — ККМ.

Тенденцию сужения установленной законодателем категории ККТ можно было наблюдать и на практике. Так, УФНС по г. Москве обязало оснащать платежные терминалы (один из видов ККТ) контрольно-кассовыми машинами (см. письмо УФНС по г. Москве от 16 ноября 2007 г. № 22-12/110190 «О порядке применения ККТ при приеме денежных средств через терминал»). Еще ранее подобную позицию выразили в центральном аппарате ФНС (см. письмо ФНС России от 20 сентября 2006 г. № 06-9-10/322@). И лишь недавно терминальные аппараты целиком (без прилагаемой к ним ККМ) были отнесены к видам ККТ судебной практикой (см. постановление Президиума ВАС от 28 января 2008 г. № 13007/07).

Так нужна ли ККТ?

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 2 закона № 54-ФЗ, без применения ККТ допускается реализация отдельных видов товаров, указанных непосредственно в законе, либо услуг, для которых правительством установлены образцы бланков строгой отчетности. Такие бланки утверждались актами Минфина России.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» срок действия форм бланков продлевается до 1 декабря 2008 года. С принятием этого постановления утрачивается юридическая сила ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Если правительство не посчитает нужным вновь продлить срок их действия, то этим организациям, вероятно, придется переходить на ККТ. Поэтому надо полагать, что сфера распространения ККТ будет расширяться.

Нередки случаи, когда во избежание административной ответственности субъекты малого предпринимательства перестраховываются и, наряду с применением ККТ, одновременно либо выдают квитанции на бланках строгой отчетности, либо оформляют приходной ордер.

До сих пор налоговики расходились в своих мнениях о законности такой практики. Тем не менее в письме УФНС по г. Москве от 22 января 2008 г. № 22-12/4617 «О порядке применения ККТ при оказании услуг по химической чистке одежды» было указано, что организация при оказании услуг населению по химической чистке одежды вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю услуги бланка строгой отчетности (БО-5).

Также существует альтернативная схема, по которой предприятия могут выдавать приходные ордера согласно Порядку ведения кассовых операций, утвержденному письмом Центробанка от 22 сентября 1993 г. № 40. Однако этот порядок разработан для юридических лиц и не был изначально предназначен для применения частными предпринимателями, которые, по идее, должны были использовать ККТ. Тем не менее практика распространила его на всех хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в полном соответствии с законами диалектики складываются две разнонаправленные тенденции, одна из которых указывает на стремление исполнительных органов расширить сферу применения ККТ, причем исключительно за счет контрольно-кассовых машин, а другая — на стремление нормотворческих органов ее сузить.

Иван Кузьмин, адвокат, к.с.н.

комментарий

Юрисконсульт группы компаний «ЭЛКОД» Роман Вычугжанин:

— Основной причиной введения обязанности по применению ККТ является стремление государства обеспечить четкий контроль правильного исчисления налогов организациями и индивидуальными предпринимателями. Именно поэтому фискальная память как комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, должна обязательно присутствовать в ККТ любого типа — от ККМ до персональных ЭВМ и программно-технических комплексов. На это указывает пункт 1 статьи 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Правовая позиция Федерального арбитражного суда Московского округа по данному вопросу, выраженная, в частности, в постановлениях от 28 ноября 2007 г. № КА-А40/11988-07 и от 3  января 2008 г. № КА-А40/13722-07, заключается в следующем. Закон № 54-ФЗ не содержит исключений для ЭВМ в части требований, предъявляемых к ККТ. Поэтому установленные законом требования для ККТ также распространяются на случаи осуществления денежных расчетов за оказанные услуги с использованием ЭВМ.

Между тем следует учитывать, что лица, владеющие платежными терминалами, которые не имеют фискальной памяти, не могут быть привлечены к административной ответственности по статье 14.5 КоАП («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ»). Как указал Президиум ВАС в постановлениях от 28 января 2008 г. № 11301/07 и № 13007/07, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...