1С и маркетплейсы: учитываем комиссию маркетплейса и скидки покупателям без головной боли
11.08.2025 распечататьПродавать через маркетплейсы — это удобный способ торговли, но со своими тонкостями. Сегодня поговорим о том, как отражаются в учете комиссии маркетплейса и скидки покупателям в 1С, как формируется выручка от продаж на площадках и себестоимость товара.
Продажи на маркетплейсах: это просто, если вести учет в 1С
Современный бизнес невозможно представить без онлайн–площадок. Продажи через маркетплейсы получили широкое распространение во времена локдауна и продолжают набирать обороты. Осуществить цель предпринимателя — расширить рынок и увеличить продажи — как раз и помогают маркетплейсы со своей многомиллионной аудиторией.
Однако такая торговля несет, помимо очевидных преимуществ, новые задачи, особенно в части бухучета. Важно понимать, что маркетплейс выступает не как конечный покупатель, а скорее как надежный посредник, агент или комиссионер, который продает ваши товары от вашего имени.
Этот нюанс является ключевым для правильного отражения всех операций в 1С в соответствии с законодательными требованиями. Грамотный и верный учет позволяет проанализировать эффективность бизнеса на маркетплейсах, помогает принимать взвешенные решения, тем самым увеличивать прибыль.
Несколько конфигураций 1С позволяют вести учет торговли на площадках. Однако список маркетплейсов, с которыми можно работать в программах, ограничен. Расширить этот список поможет модуль «Управление маркетплейсами на 1С», подключаемый к вашей конфигурации. Помимо этого с модулем вы получаете ряд дополнительных бухгалтерских и аналитических отчетов, а также возможность работать с площадками не только по схемам FBO/FBS, но и по другим, если они предусмотрены на маркетплейсе.
Подготовка 1С к работе с маркетплейсами: первые шаги к порядку
Разберем учет операций по торговле на площадках на примере 1С:Бухгалтерия. Прежде чем приступить к отражению торговых операций через маркетплейсы, необходимо убедиться, что программа настроена соответствующим образом. Это обеспечивает корректное взаимодействие с данными и автоматизацию учетных процессов.
Настройка функционала базы для комиссионной торговли. Для начала нужно включить функцию учета комиссионной торговли. Без этого нельзя будет использовать специализированные документы и механизмы, предназначенные для работы с посредниками.
Консультанты Scloud подсказали, что в начале работы с любой программой 1С лучше включить полный ее функционал, чтобы не упустить настройку необходимой функции для работы (вкладка «Главное» — Настройка — Функциональность).
Установка полного функционала работы программы
Когда уже более подробно изучите возможности конфигурации, можете перейти на основной или выборочный функционал. При этом не забудьте в разделе «Комиссионная торговля» около пункта «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)» проставить галочку.
Создание контрагента-маркетплейса. После этого создайте карточку каждого маркетплейса, с которым сотрудничаете. Маркетплейс — это деловой партнер, поэтому вносится в базу как обычный контрагент (вкладка «Справочники» — Покупки и продажи — Контрагенты ).
Создание карточки контрагента–маркетплейса
Создание договора к каждому маркетплейсу. Делается это в карточке созданного контрагента по гиперссылке «Договоры». Важно правильно указать вид договора — «С комиссионером (агентом) на продажу». Если условиями сотрудничества предусмотрена фиксированная сумма комиссии, укажите ее в карточке договора. Тогда программа автоматически рассчитает сумму комиссии, что упростит работу бухгалтера.
Создание карточки договора у контрагента–маркетплейса
Передача товаров площадке. Когда товары физически отгружаются на склад маркетплейса, с точки зрения бухучета это не окончательная продажа, а передача на временное хранение (вкладка «Продажи» — Маркетплейсы и комиссионеры — Создать с типом «Передача на реализацию» ). Товар при этом остается в собственности селлера, поэтому такая реализация НДС не облагается и счет–фактура (Сф) не выписывается (п. 1 ст. 996 ГК РФ и п. 1 ст. 39 НК РФ).
Документ передачи товара маркетплейсу
Цена в этом документе указывается та, по которой селлер хочет, чтобы площадка продала его товар.
Проводки по документу передачи товара маркетплейсу
Если же ошибочно отразить в 1С такую передачу товара как прямую продажу, выручка признается преждевременно, а это уже искажение финансовой отчетности. В зависимости от того, отгружается товар или продукция, учет ведется по счету 45.01 или 45.02 соответственно.
Отражаем продажи: отчет комиссионера — главный помощник
Основной документ о фактических продажах через маркетплейсы в 1С — это «Отчет комиссионера». Маркетплейсы регулярно предоставляют детальные отчеты о продажах. На WВ, например, это «Отчет о реализации, или Финансовый отчет» (еженедельный или ежемесячный), на Ozon — «Отчет о реализации товара» за месяц.
В программе продажи зарегистрируйте документом «Отчет о продажах (розничные продажи)»: вкладка «Продажи» — Маркетплейсы и комиссионеры — Создать . После проведения созданного Отчета комиссионера программа автоматически формирует бухгалтерские проводки, отражающие выручку от продаж и списание себестоимости.
Создание документа Отчет комиссионера
Проводки по документу Отчет комиссионера
Эти продажи идут для розничных покупателей, которым Сф не нужен, поэтому выставленные Сф комиссионером не заполняются. Однако для книги продаж, если вы работаете на ОСНО, сформируйте Сводную справку по розничным продажам (вкладка «Продажи» — Сф выданные — Создать).
Оформление документа Сводная справка по розничным продажам
В документе автоматически проставится код вида операции 26, и справка отразится в Книге продаж.
Книга продаж с отраженной в ней Сводной справкой по розничным продажам
Если конечный покупатель вернул товар именно маркетплейсу, то отразите это в этом же документе «Отчет комиссионеру» (по предоставленному площадкой Отчету по продажам) Один из пользователей 1С обратился за консультацией в Scloud с вопросом: «Можно ли возврат покупателя площадке отразить отдельным документом Отчет комиссионеру?». Специалисты подсказали, что возможно это сделать, только на вкладке «Возвраты».
Отражение возврата в документе Отчет комиссионера
Проводки по возврату товара от покупателя на маркетплейс
При возвратах площадке создайте по тому же пути, что и сводную, только Корректировочную справку по розничным продажам.
Создание Корректировочной справки по возврату товара на площадку
Корректировочная справка попадает в Книгу покупок с кодом вида операции 17.
Книга покупок с отображенной в ней корректировкой на возврат товара от покупателя на площадку
Отчет комиссионера — основной документ в учете операций с маркетплейсами. Любые неточности в нем или задержка оформления затрагивают момент признания выручки, себестоимость реализованной продукции, дебиторскую задолженность, и, как следствие, образуются ошибки в отчетности и налоговых расчетах.
Учитываем комиссию маркетплейса: детали, которые нельзя упустить
Маркетплейсы, как агенты, удерживают свое вознаграждение и другие сборы (за логистику, хранение, рекламу) из стоимости реализованного товара селлера. Это вознаграждение за их посреднические и сопутствующие услуги.
Чтобы отразить эти комиссии, в программе есть отдельный документ: вкладка «Продажи» — Маркетплейсы и комиссионеры — Создать — Поступление услуг (акт, УПД). Только не объединяйте все виды комиссий одним общим названием. Создайте свою карточку в справочнике для каждого вида. Так удобнее будет отслеживать, сколько на какой вид потрачено средств.
Отражение в программе комиссионного вознаграждения маркетплейса
Все услуги можно перечислить в одном документе и указать счета учета для каждой либо оформить отдельными документами, если и площадка выставила несколько документов. Не забывайте проставлять галочку, что оригинал получен. В дальнейшем проще отследить наличие оригиналов.
Скидки покупателя: как учесть скидку Wildberries и баллы Ozon
В торговле на маркетплейсах два вида скидок: предоставляемые самим продавцом и компенсируемые площадками. Скидки продавца напрямую уменьшают его выручку, а те, что идут за счет площадки, влияют на комиссию самого маркетплейса и даже могут увеличить доход селлера.
Скидка постоянного покупателя (СПП) на WB. Этот маркетинговый инструмент Wildberries использует для поощрения лояльных покупателей. СПП предоставляется за счет самой площадки, чтобы стимулировать продажи и повышать активность аудитории. Зависит скидка от истории покупок конкретного клиента и может меняться как в плюс, так и в минус.
Ключевой момент — WВ компенсирует селлеру эту скидку не деньгами, а уменьшает свою комиссию на сумму такой скидки. Получается, что выручка продавца от продажи остается той же, а сумма комиссии, которую WВ удерживает, становится меньше на размер СПП. В связи с этим продавцу не нужно делать отдельных проводок на сумму СПП. Разберемся на примере.
Цена пары ботинок в продаже — 7 000 ₽
Комиссия WB — 15% от стоимости, т. е. 7 000 х 15% = 1 050 ₽
Селлер получит от проданной пары от WB на расчетный счет: 7 000 – 1 050 = 5 950 ₽
WB сделал покупателю СПП — 9%, т. е. 7 000 х 9% = 630 ₽
Покупатель заплатит за пару ботинок: 7 000 – 630 = 6 370 ₽
WB выставил документ на свою комиссию на сумму: 1 050 – 630 = 420 ₽
Баллы за скидки на Ozon. Ozon тоже активно использует скидки для привлечения покупателей, но механизм компенсации продавцу отличается от Wildberries. Взамен предоставленной покупателю скидки Ozon начисляет селлеру «баллы за скидки», где 1 балл — это 1 рубль.
Эти баллы в первую очередь списываются для оплаты различных услуг (комиссия за продажу, логистика, хранение, продвижение). Таким образом, баллы уменьшают сумму, которую продавец должен Ozon за его услуги. Важный нюанс заключается в том, что если сумма начисленных баллов за скидки в текущем месяце оказывается больше, чем общая стоимость услуг площадки, то оставшиеся баллы выплачиваются селлеру как «премия».
Отражают в 1С баллы следующим образом:
- Баллы меньше или равны стоимости услуг. Отдельных проводок на баллы не требуется, потому что в УПД от площадки на вознаграждение и услуги сумма будет указана за минусом баллов.
- Баллы больше стоимости услуг (премия). Эту «премию» необходимо отразить в 1С как внереализационный доход (вкладка «Продажи» — Реализация — создать с признаком «Услуги»). Договор должен быть с признаком «С покупателем».
Документ на сумму баллов от OZON, превышающую сумму всех комиссий, в виде «премии»
Формирование себестоимости: понимание того, сколько вы заработали
Любому селлеру, чтобы понять, сколько он на самом деле зарабатывает, нужно знать себестоимость своей продукции. Проще говоря, это все затраты на то, чтобы товар оказался у конечного покупателя. Незнание себестоимости грозить убытком в торговле.
Себестоимость — это как ингредиенты для пирога под названием «Цена (без наценки) вашего товара». Каковы же эти ингредиенты и что они значат.
Составляющие себестоимости и их расшифровка
«Ингредиенты» себестоимости | Состав «ингредиентов» |
Затраты материальные | Стоимость всего, что необходимо для изготовления продукции, либо затраты на покупку готовых изделий для перепродажи. |
Плата маркетплейсу | Сумма всех комиссий, которые взимает площадка. |
Расходы на маркировку | Стоимость оборудования и расходных материалов для печати различных этикеток и штрихкодов. |
Затраты на логистику и упаковку | Сюда входят расходы на упаковочный материал, хранение на складах и доставку до конечного клиента. |
Трудовые издержки | Если производите товар сами или есть помощники, то их зарплата тоже часть себестоимости. |
Расходы по производству продукции | Это аренда помещений, оплата энергоресурсов, амортизация оборудования. |
Издержки общего характера | Включают в себя аренду офиса, стоимость оргтехники и ее содержания, зарплата управленческого состава. |
Знать себестоимость важно в любой торговле, но на маркетплейсах особенно, потому что конкуренция очень высока. Зная точную цифру, можно:
- Установить правильную цену: привлекательную для покупателей и позволяющую получать прибыль вам.
- Оценить свою прибыль. Легко посчитаете, сколько денег у вас остается после продажи товара, а не просто сколько денег вам пришло от покупателя.
- Найти возможности для экономии. Например, поискать поставщика с более низкими ценами на его товар/услуги или договориться о более выгодных условиях доставки. Когда видно, из чего складываются затраты, можно подумать, как их оптимизировать.
Учет торговли на маркетплейсах — это просто и понятно с продуктами 1С
Работа с маркетплейсами с различными решениями 1С и дополнительным модулем «Управление маркетплейсами на 1С» становится намного проще, если вы понимаете суть площадки как комиссионера, и важно помнить, что у каждого маркетплейса свои особенности, например, в работе с комиссией и баллами. Главное — правильно отражать все операции. С этим у вас не будет сложностей, потому что при малейших сомнениях по порядку оформления обратитесь за консультацией к специалистам Scloud. Вы не останетесь наедине со своими проблемами — консультанты подскажут, как то или иное событие в деятельности предприятия отражается в 1С и в какой последовательности.
Реклама ИНН 7104516184 ООО "СервисКлауд"
erid: 2VtzqwML2SD
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com