12 правил, как выявить фирму-однодневку

17.04.2013 распечатать

Какие компании в наибольшей степени привлекают внимание проверяющих из налоговых инспекций? Ответ на этот вопрос дали сами представители ФНС России. Благодаря этой информации налогоплательщики могут самостоятельно оценить свою финансово-хозяйственную деятельность и в случае необходимости устранить найденные неточности. Речь идет о 12 основных критериях.

Низкая налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка у данного налогопла­тельщика ни же ее среднего у ровн я по хозяй­ствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Пока­затель налоговой нагрузки определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по дан­ным Росстата.

Многолетние убытки

Отражение в бухгалтерской или налого­вой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осущест­вление организацией финансово-хозяйст­венной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.

Большие вычеты

Отражение в налоговой отчетности значи­тельных сумм налоговых вычетов за опре­деленный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы на­численного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев.

Несоответствие темпов роста доходов и расходов

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации това­ров (работ, услуг). Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчет­ности по налогу на прибыль с аналогичны­ми показателями, отраженными в финан­совой отчетности.

Низкие зарплаты

Выплата среднемесячной заработной пла­ты на одного работника ниже среднего уров­ня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Информацию о статистиче­ских показателях среднего уровня данного показателя можно получить в Росстате: на официальном сайте (www.gks.ru), в сборни­ках экономико-статистических материа­лов, публикуемых Росстатом (статистиче­ский сборник, бюллетень и др.), или отпра­вив запрос в территориальный орган Рос-стата или налоговую (ИФНС или УФНС).

«Спецрежимные» лимиты постоянно на грани дозволенного

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодек­сом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять спе­циальные налоговые режимы. Принимается во внимание приближение (менее 5 процен­тов) к предельному значению установленных величин показателей, влияющих на исчис­ление одного из «спецрежимных» налогов два раза и более в течение календарного года.

Предприниматель в точке безубыточности

Отражение индивидуальным предприни­мателем суммы расхода, максимально при­ближенной к сумме его дохода, полученно­го за календарный год. В отношении НДФЛ от предпринимательской деятельности: доля профессиональных налоговых выче­тов, заявленных в налоговых декларациях предпринимателей, в общей сумме их до­ходов превышает 83 процента.

Контрагенты-перекупщики

Построение финансово-хозяйственной дея­тельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или по­средниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Здесь оцени­вается также наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о получении налогоплатель­щиком необоснованной налоговой выгоды (указаны в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Нежелание объясняться с налоговой

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового орга­на о выявлении несоответствия показате­лей деятельности. Отсутствие без объек­тивных причин пояснений налогоплатель­щика относительно: выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете); противо­речий между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответ­ствии информации, представленной нало­гоплательщиком, сведениям, содержащим­ся в документах, имеющихся у инспекции, и полученных в ходе проверки. Речь идет о ситуациях, когда инспекторы направляли уведомление о вызове налогоплательщика с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Справочно

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском раз­мещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоя­тельной оценки рисков».

«Миграция» между налоговыми инспекциями

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплатель­щика в связи с изменением места нахожде­ния. Два случая и более с момента госреги­страции юрлица представления при про­ведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о госу­дарственной регистрации изменений, вно­симых в учредительные документы. В дан­ном случае исследуются ситуации, когда смена адреса влечет необходимость измене­ния места постановки на учет по местонахождению данного налогопла тельщика-организации.

Рентабельность ниже средней по отрасли

Значительное отклонение уровня рента­бельности по данным бухгалтерского уче­та от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статисти­ки. В части налога на прибыль организаций рассматривается отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду дея­тельности по данным статистики на 10 про­центов и более.

Рисковый бизнес

Ведение финансово-хозяйственной деятель­ности с высоким налоговым риском. ФНС России по результатам контрольной рабо­ты, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложив­шейся арбитражной практики определяет наиболее распространенные способы веде­ния финансово-хозяйственной деятельно­сти с высоким налоговым риском, направ­ленные на получение необоснованной нало­говой выгоды. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятель­ности с высоким налоговым риском разме­щается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоот­ношений с некоторыми контрагентами, на­логоплательщику рекомендуется исследо­вать наличие:

  • личных контактов руководства компа­нии-поставщика и руководства органи­зации-покупателя при обсуждении ус­ловий поставок, а также при подписании договоров;
  • документального подтверждения полно­мочий руководителя компании-контр­агента, копий документа, удостоверяюще­го его личность;
  • информации о фактическом местонахож­дении контрагента, а также о расположе­нии складских, производственных и тор­говых площадей; 
  • документального подтверждения полно­мочий представителя контрагента, ко­пий документа, удостоверяющего его лич­ность; 
  • сведений о способе получения информа­ции о контрагенте (реклама в СМИ, ре­комендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т. п.); 
  • информации о госрегистрации контр­агента в ЕГРЮЛ (общий доступ, офици­альный сайт ФНС России www.nalog.ru). 

Наличие подобных признаков свиде­тельствует о высокой степени риска квали­фикации подобного контрагента налоговы­ми органами как проблемного (или «одно­дневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, могут быть признаны со­мнительными.

Дополнительные рекомендации

При наличии вышеперечисленных обстоя­тельств ФНС России предлагает оценить еще несколько факторов. Так, дополнитель­но повышает такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств: – контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника; – наличие в договорах условий, отличаю­щихся от существующих правил делово­го оборота (например, длительные от­срочки платежа, поставка крупных пар­тий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последст­виями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через тре­тьих лиц, расчеты векселями и т. п.);

  • отсутствие очевидных свидетельств (на­пример, копий документов, подтвержда­ющих наличие у контрагента производ­ственных мощностей, необходимых ли­цензий, квалифицированных кадров, имущества и т. п.) возможности реально­го выполнения контрагентом условий договора; – наличие обоснованных сомнений в воз­можности реального выполнения контр­агентом условий договора с учетом вре­мени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников това­ров, производство и заготовление кото­рых традиционно производится физлицами, не являющимися предпринима­телями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т. п.);
  • отсутствие реальных действий платель­щика (или его контрагента) по взыска­нию задолженности; – выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не оче­видна или не исследована, а также выда­ча/получение займов без обеспечения;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обосно­вания целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положи­тельного экономического эффекта от ее осуществления и т. п.

Чем больше вышеперечисленных при­знаков одновременно присутствуют во взаи­моотношениях налогоплательщика с контр­агентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Методы снижения рисков

Так что же делать компаниям, которые вы­явили у себя обстоятельства, свидетельст­вующие о наличии риска? По мнению нало­гового ведомства, таким фирмам, а также всем тем, кто хочет обезопасить себя на будущее (полностью исключить указанные риски), рекомендуется следующее.

Во-первых, необходимо исключить сом­нительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период.

А во-вторых, следует уведомить налого­вые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении нало­говых обязательств), для возможности свое­временного учета откорректированных на­логовых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых прове­рок. Для этого в инспекцию нужно подать уточненные налоговые декларации по нало­гам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Помимо этого можно представить поясни­тельную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение № 5 к приказу от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333)

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.