«...в России еще не сложился современный подход к вопросам социальной защиты...»

«...в России еще не сложился современный подход к вопросам социальной защиты...»

21.12.2007 распечатать

На вопросы журнала отвечает Бабаев Владимир Николаевич, член Комитета ОПОРЫ РОССИИ по здравоохранению и социальному развитию, руководитель Рабочей группы по социальному развитию, председатель Комитета по социальной защите и страхованию Ростовского регионального отделения.

— Уважаемый, Владимир Николаевич, как Вы считаете, в чем основная проблема развития социальной защиты в России?
— Основная проблема в том, что в стране слабо развиваются добровольные системы социальной защиты: корпоративные и личные. Исключение составляют ряд крупных предприятий. Более того, в обязательной системе социального страхования основную нагрузку по социальной защите трудоспособного населения возложили на работодателей. Во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) системы обязательного социального страхования предполагают паритетное участие работника и работодателя. Конечно, с одной стороны, освобождение доходов работника от социальных налогов снижает нагрузку на его бюджет, с другой — совершенно не способствует развитию ответственного отношения людей к личной социальной безопасности. У наших людей еще не сформировались современные рыночные подходы к вопросам обеспечения социальной защиты. Есть два термина, которые хорошо характеризуют ситуацию: «инерция мышления» и «коллективное бессознательное». «Инерция мышления» означает: слишком много людей считают, что кто-то должен о них позаботиться. Как правило, эту обязанность возлагают на государство. Если вдруг кто-то решит что-то предпринять, включается тормозящее «коллективное бессознательное»: «Не суетись. Все так живут. Трать все сегодня. Не хватает — возьми кредит».
— Как Вы оцениваете налоговую нагрузку по социальным налогам в России по сравнению с зарубежной?
— Если взять страны Большой восьмерки (см. таблицу), то по уровню социальных налогов мы на 6-м месте: ЕСН — 26 процентов.
По уровню налоговой нагрузки на работника мы на последнем месте. Наши работники не платят социальные налоги. А вот социальная налоговая нагрузка на нашего работодателя достаточно высока: мы на 3-м месте.
И даже при таких высоких социальных налогах согласно данным доклада Еврокомиссии о социальной защите в 25 странах Евросоюза за чертой бедности оказались 16 процентов европейцев — это около 73 млн. человек.
— Что Вы скажете о пенсионной реформе в России, насколько она эффективна?
— Во-первых, судить об эффективности пенсионной реформы рано. Прошло только пять лет. В Италии начали реформу еще в 1995 году. Результаты ожидают в 2017 году. Во-вторых, реформы редко проходят гладко. Любое изменение системы может встретить непонимание со стороны участников, неожиданные препятствия и трудности, которых не ожидали. Однако, если кто-то ожидал, что в результате реформы возрастут пенсии, то напрасно. Целью реформы было перейти на страховые принципы и изменить систему расчета пенсий. В результате обеспечивается некоторая зависимость размера пенсий от суммы взносов в течение всего трудового периода.
И если осмотреться вокруг, то пенсионные реформы всюду идут трудно. Европейские страны время от времени сотрясают забастовки недовольных пенсионными реформами. В недавно опубликованном докладе эксперты ОЭСР предсказали неизбежное сокращение пенсий и бедную старость молодежи в 16 развитых странах. Подобный негативный прогноз ученые объясняют неадекватными и несвоевременными реформами, а также несовершенной пенсионной системой. Так, в Греции и Испании пенсионные выплаты оказываются минимальными из-за недостаточных взносов граждан в период работоспособности. Австрия и Италия критикуются за несвоевременность проведения реформ. В числе изъянов пенсионных реформ эксперты особо выделили то, что местные власти не агитируют население накапливать средства на старость. «Общий ответ на сокращение пенсионных выплат — это убеждение молодых граждан начать накопления средств к их уходу на пенсию», — подчеркивают авторы доклада. В пример приводятся Ирландия, Новая Зеландия, Великобритания и США, где пожилые в основном живут за счет сбережений. Пенсии для граждан со средней и высокой зарплатой в этих странах особенно низкие.
Согласно отчету ОЭСР, в 16 развитых странах к 2040 году обязательные государственные пенсии сократятся на 22 процента в реальном выражении.
Реформы пенсионных систем, которые были проведены в 90-х годах, свидетельствуют о том, что правительства развитых государств все меньше готовы платить своим пенсионерам. Поэтому сами граждане вынуждены начать инвестировать частные пенсионные фонды, начиная с молодого возраста 25–30 лет. Во Франции, Германии, Италии, Японии и Швеции сокращение государственных пенсий составит от 15 до 25 процентов, а в Мексике и Португалии — 30 процентов. Снижение произойдет, несмотря на то, что развитые страны постоянно увеличивают возраст выхода на пенсию. К 2040 году во многих государствах пенсионный возраст будет повышен до 65–67 лет.
В будущем правительства развитых стран планируют сокращать расходы на растущее число своих пенсионеров. Разницу должны будут покрыть граждане, которые сейчас еще находятся на начальных этапах своих карьер.
— Почему, как Вы считаете, налогоплательщики-работодатели не стремятся выводить заработные платы «из тени», пока налоговики не занялись этим вплотную, проводя комиссии?
— Этому есть несколько причин. Одна, самая существенная, — большая налоговая нагрузка на работодателя при выплате зарплаты. Вторая — выигрывают работники, так как не платят НДФЛ.
Теперь о действиях налоговиков. Еще стоит осознать, чего больше: пользы или вреда. Ведь определили средние уровни зарплат по каждому виду деятельности и заставляют доводить уровень зарплат в компаниях до этого среднего уровня.
Во-первых, это противоречит экономике: на малых и средних предприятиях трудно обеспечить такую же эффективность труда работников, как на крупных предприятиях.
Во-вторых, это способствует обострению кризисной ситуации. МЭРТ озабочен тем, что темпы роста зарплаты, опережают темпы роста производительности уже второй год. А ФНС фактически усугубляет ситуацию. Это также способствует росту инфляции. Так что в срыв бюджетных показателей по инфляции ФНС внесла свой посильный вклад.
В-третьих, этот процесс бесконечный. Некоторые предприятия подняли зарплату, вырос ее средний уровень. Появляется повод опять требовать повышения.
— Как Вы считаете, помогут ли данные комиссии вывести «из тени» заработные платы и вместе с ними социальные отчисления?
— Конечно, помогут. На это уже обратили внимание аналитики: у нас возросли темпы роста средней зарплаты по стране. Конечно, от этого легче Пенсионному фонду с выплатами текущих пенсий. Ведь наши отчисления, за исключением накопительной части, идут на выплату текущих пенсий, а не накапливаются для будущих пенсионеров.
— Достаточно ли будет этого, готова ли наша пенсионная система к нормальному обеспечению старости?
— Но сильно ли выигрывают от этого будущие пенсионеры? Ведь рост размера пенсий отстает от роста зарплаты: так заложено в системе расчета пенсий. Чем больше заработная плата — тем больше будет падение доходов при выходе на пенсию.
Потому что государственная пенсионная система, по сути, это система перераспределения доходов с целью обеспечения, в первую очередь, минимальных стандартов низкооплачиваемым категориям трудящихся.
Получаете 5000 рублей — одна пенсия. Повысили оклад в два раза — пенсия возрастет в 1,5 раза, а доходы при выходе на пенсию упадут в 2 раза. Установили оклад в 10 раз выше (50 000 руб.) — пенсия возрастет в 4,6 раза, а жить придется на доходы в 5 раз меньше зарплаты.
Пенсионная система готова к нормальному обеспечению людей в пенсионном периоде. Есть система трудовых пенсий, которая обеспечивает минимальный уровень доходов. Есть система государственной социальной поддержки пенсионеров: всевозможные льготы.
Есть система добровольных накоплений для тех, кто хотел бы сохранить в пенсионном периоде высокий стандарт жизни, наслаждаться заслуженным отдыхом, превратить его в приятный длительный отпуск.
Вот только граждане не очень стремятся позаботиться о своем пенсионном будущем. Не проявляют активности в части добровольных пенсионных накоплений. Ждут чудес от государственной системы пенсионного обеспечения. А их не будет. Как и в большинстве стран с рыночной экономикой: основу бюджета состоятельных пенсионеров составляют их собственные накопления.
— Какие действия осуществляет ОПОРА РОССИИ в направлении развития социального обеспечения граждан?
— Сегодня занимаемся организацией разъяснительной работы среди населения по вопросам социальной защиты и особенно пенсионного обеспечения.
Предоставляем независимые консультации по этим вопросам: на какую пенсию можно рассчитывать, какие есть возможности для накоплений, помощь в переводе накопительной части.
Особое внимание обращаем на положение малого предпринимательства. В частности, сейчас ведем работу с депутатами по корректировке законодательства в части вопросов пенсионного обеспечения предпринимателей. И планируем такую же работу провести относительно нового закона о пенсионных накоплениях с участием Государства.
— Владимир Николаевич, благодарим Вас за содержательные ответы.

Беседовала главный редактор Приложения к журналу «Практическая бухгалтерия» Е. Пертая

Приложение к интервью


Таблица. Уровень социальных налогов стран Большой восьмерки

СтранаСоциальные налоги с работника, %Социальные налоги с работодателя, %Социальные налоги всего, %
Великобритания11-1212,8до 24,8
Канада7,057,8919,44
США15,051126,05
Франция15,332,2647,56
Германия2021,3341,33
Италия8,8930,739,59
Япония13,92521,51135,436
Россия02626
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.