«...Концепция планирования выездных проверок поможет налогоплательщикам...»

«...Концепция планирования выездных проверок поможет налогоплательщикам...»

29.01.2008 распечатать

На вопросы журнала отвечает Брусницын Андрей Владимирович, советник государственной гражданской службы Российской Федерации III класса.

— В текущем году произошли серьезные изменения, касающиеся налоговых проверок. В частности, приказом ФНС Росси от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция планирования выездных проверок. Чем это было вызвано? Согласны ли Вы с тем, что при таком наборе критериев под проверку может попасть практически любое предприятие? Или же, наоборот, количество проверок уменьшится, и предприятия смогут вздохнуть свободнее?
— Концепция была утверждена с целью информирования налогоплательщиков о критериях, по которым оцениваются предприятия на предмет проведения выездных налоговых проверок. В мировой практике давно принято раскрывать правила, применяемые налоговыми органами для оценки деятельности налогоплательщиков. Это, на мой взгляд, один из способов помочь организациям определить, насколько их деятельность может быть интересна налоговым инспекциям и насколько велики налоговые риски. Такая информация также важна и для партнеров организации. Несмотря на наличие строгих критериев при выборе объекта проверки, налоговая может проверить и безобидные, на первый взгляд, фирмы. Но если организация удовлетворяет практически всем критериям Концепции, то налоговой проверки точно не избежать.
— В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Какие изменения оказались на Ваш взгляд наиболее существенными?
— Безусловно, самыми существенными являются изменения в порядке осуществления налогового контроля. Сильно изменился порядок проведения выездных проверок. В частности, в Налоговом кодексе теперь определено понятие «выездной проверки», как проводимой по общему правилу на территории налогоплательщика. (Чего раньше не было.)
Появился запрет на проведение более двух выездных проверок одного налогоплательщика в течение календарного года. Порядок приостановления проверки теперь также прописан в Налоговом кодексе. Теперь по окончании проверки справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику и четко фиксирует дату окончания проверки. Важные изменения произошли и в порядке представления документов в налоговые органы, увеличен срок представления документов.
— Что касается сроков проведения проверок, насколько существенны были изменения?
— Срок камеральной проверки составляет 3 месяца. Срок проведения выездной налоговой проверки — 2 месяца, и может быть продлен до четырех месяцев (в исключительных случаях — до шести). Напомню, что ранее в срок проведения проверки включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В результате этого могла сложиться ситуация, когда налоговые органы за все время проверки лишь на несколько дней посещали налогоплательщика (например, для проведения инвентаризации). Исследование же документов могло проводиться на территории налогового органа, и это время не засчитывалось в общий срок проверки. Подобная проверка могла длиться сколь угодно долго. Теперь же ситуация изменилась в лучшую сторону для налогоплательщика.
— Арбитражная практика за предыдущие годы показывает, что проведение проверки свыше установленных сроков не освобождает организацию от ответственности за выявленные нарушения, несмотря на то, что это противоречит Федеральному закону. Насколько изменилась ситуация после 1 января 2007 года?
— После вступления в силу Закона № 137-ФЗ подобных прецедентов не возникало, поскольку сроки налоговой проверки законодательно утверждены и в необходимых случаях могут быть продлены официально.
— Статья 113 Налогового кодекса предусматривает, что налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности, если со дня совершения правонарушения истек срок давности — три года. Однако Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ в статью 113 Налогового кодекса было введено понятие «активного противодействия налоговой проверке», при котором приостанавливается срок исковой давности по привлечению к ответственности.
Каким образом налогоплательщик может воспрепятствовать проведению налоговой проверки, если налоговые органы при отсутствии доступа на территорию могут и обязаны использовать расчетный метод определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
— Данное понятие было введено в связи с делом «Юкоса». Была найдена такая удобная правовая конструкция, позволяющая признать легитимным решение о привлечении к ответственности, вынесенное за пределами трехлетнего срока давности. Понятие «активного противодействия налоговой проверке» включает в себя препятствие со стороны налогоплательщика доступу проверяющих на свою территорию, уклонение от предоставления требуемых документов и т. д. Несмотря на то, что это понятие довольно субъективно, оно успешно было перенесено в Налоговый кодекс. И это, конечно, не может не огорчать налогоплательщиков.
— С 1 января 2007 года из Налогового кодекса исключено понятие «встречная проверка». Означает ли это, что налоговыми органами такие проверки больше не проводятся?
— Встречные проверки как таковые остались. Просто теперь они называются иначе: «Истребование документов о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации по конкретным сделкам».
— Обязана ли налоговая инспекция в требовании о предоставлении документов указать конкретные их реквизиты? В письме Минфина России от 19 октября 2005 г. № 03-04-11/ 269 говорится, что не обязана. Были ли последние разъяснения по этому вопросу?
— Позиция Минфина по этому вопросу не изменилась. При проведении камеральных проверок, далеко не всегда возможно указать реквизиты конкретного документа (номер счета-фактуры и т. д.), поскольку налоговый орган может и не обладать подобной информацией. Но все же требования налоговой инспекции должны быть четко сформулированы (например, документы по конкретной хозяйственной операции). При проведении встречных проверок и истребовании информации относительно конкретной сделки реквизиты могут указываться в качестве сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.
— Какие документы при проведении камеральной проверки могут требовать налоговые органы? Вправе ли инспекция запросить дополнительные бумаги при отсутствии ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в предоставленных документах?
— Изменилось общее правило, определяющее возможность налоговых органов истребовать у налогоплательщиков дополнительные документы при камеральной проверке.
С учетом изменений при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения.
Исключения:
  • если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или расчете либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, которые имеются у налогового органа;
  • при проведении камеральных проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти льготы;
  • кроме того, при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. Связано это с тем, что количество форм таких документов очень значительно и закрытый перечень составить невозможно;
  • отдельный особый порядок проведения камеральной проверки устанавливается и при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога.
В этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, поскольку НДС является бюджетообразующим налогом и применение схем по его незаконному возмещению очень распространено.
Таким образом, законодательно теперь установлен закрытый перечень случаев, когда налоговые органы могут истребовать дополнительные документы при камеральной проверке.
— Обязательно ли нотариально заверять копии документов, предоставляемые для налоговой проверки?
— Нет, это необязательно. Достаточно подписи руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печати организации. Об этом говорится в статье 93 Налогового кодекса.
— Какие изменения ожидаются в порядке истребования документов?
— С 2010 года начнет действовать норма (п. 5 ст. 93 НК РФ), согласно которой, налоговая служба, однажды запросив те или иные документы, второй раз не будет вправе их требовать. К сожалению, техническая база для этого пока еще не подготовлена.
— Каким образом изменился порядок оформления налоговых проверок?
— Как и для оформления выездной, так и камеральной проверки приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. установлены новые формы документов при оформлении налоговых проверок. Очень важно, что появилась процедура оформления камеральных проверок. Налогоплательщикам предоставлено право представления возражений так же, как и при выездных проверках. Этим существенно увеличены гарантии защиты прав налогоплательщиков, поскольку камеральных проверок проводится гораздо больше, чем выездных.
Перечень реквизитов акта налоговой проверки теперь установлен прямо в Налоговом кодексе (п. 3 ст. 100 НК РФ), а значит, является обязательным.
— Каковы теперь сроки оформления и процедура вручения акта налоговой проверки?
— По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
При выявлении нарушения в ходе камеральной проверки налоговый орган обязан составить акт о проверке в течение 10 дней после ее окончания.
При этом акт налоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.
Акт может быть направлен по почте заказным письмом только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения. Факт уклонения отражается в самом акте, и он направляется по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица (п. 5 ст. 100 НК РФ).
— Что можно сделать в случае, если результаты проверок организацию не удовлетворяют?
— Организация может подать возражения по (акту) результатам налоговой проверки. Срок подачи возражений по акту увеличивается с двух недель до 15 рабочих дней (п. 6 ст. 100 НК РФ), при этом данный срок по-прежнему является непрерывным.
— Как быть в том случае, если фирма не смогла вовремя подать возражения по акту?
— В данном случае фирма может подать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов.
— Ожидаются ли в будущем изменения в проведении налоговых проверок?
— В 2008 году изменений порядка проведения налоговых проверок не ожидается.
С 1 января 2009 года изменится порядок обжалования результатов налоговых проверок: решение о привлечении к ответственности может быть обжаловано в суд только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Беседовала Е. Полетаева, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.