Реализация права на нулевую ставку НДС

Постановление Конституционного Суда РФ № 31-П от 30.06.2020

12.09.2020  

Конституционный Суд РФ проверил на соответствие Конституции РФ нормы Налогового кодекса РФ о применении и документальном подтверждении нулевой налоговой ставки по НДС при оказании услуг, связанных с международными перевозками. Речь идет о таких нормах Налогового кодекса РФ, как:

  • подпункт 12 пункта 1 статьи 164, где определена нулевая ставка НДС при предоставлении налогоплательщиком определенных судов с экипажем на ограниченный срок для транспортировки товаров при их вывозе за пределы России или при их ввозе в Россию;

  • пункт 3 статьи 164, где определяется общая ставка НДС в размере 20 процентов по операциям, в отношении которых не установлены иные налоговые ставки или по операциям, по которым нулевая ставка НДС не подтверждена надлежащими документами;

  • пункт 14 статьи 165, где перечислены документы, которые подтверждают обоснованность применения нулевой ставки НДС по операции, указанной в подпункте 12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, а также подтверждают право на вычет НДС.

Подробнее о льготируемой операции

По ставке 0 процентов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ облагается предоставление в пользование судов:

  • морских;

  • смешанного плавания (река - море).

Отношения сторон должны быть оформлены договором фрахтования судна на время (тайм-чартер). Обязательным условием применения нулевой ставки НДС является перевозка товаров зафрахтованным судном через границу России – или при ввозе, или при вывозе. Чтобы подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС и получить право на вычеты, владелец судна должен предоставить в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

В чем проблема

Сомнение в конституционности названных положений Налогового кодекса РФ возникло у компании "Gazprom Neft Trading GmbH", которая в 2014 году зафрахтовала моторный танкер для вывоза нефтепродуктов из России. Компания столкнулась с тем, что танкер получил повреждение еще до того, как вышел за пределы России, из-за чего ей пришлось зафрахтовать еще одно судно, которое и завершило международную перевозку.

В связи с повреждением танкера документы были переоформлены так, что первоначально согласованная одноэтапная международная перевозка была разделена на два этапа, осуществленных с использованием различных судов. В конечном итоге нефтепродукты были вывезены за пределы России, то есть операция сохранила экспортный характер. Вывоз груза с момента погрузки на первоначально зафрахтованное судно и до момента доставки за пределы РФ осуществлялся в рамках единой процедуры временного таможенного декларирования, в соответствии с которой товар был заявлен к экспорту. Перевозка груза на обоих судах осуществлялась в рамках единой экспортной операции.

Тем не менее, в документах на перевозку нефтепродуктов моторным танкером и пункт отправления, и пункт назначения оказались расположенными в России, а это ставило под сомнение возможность применения нулевой ставки НДС в отношении операции по предоставлению такого судна. Поэтому владелец танкера начислил НДС по действовавшей тогда общей ставке 18 процентов и затребовал эту сумму с компании "Gazprom Neft Trading GmbH". В конечном итоге данный спор дошел до суда.

Мнение судов

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 07.02.2018 принял решение в пользу владельца танкера о взыскании долга с компании "Gazprom Neft Trading GmbH". По мнению суда, оснований для применения нулевой ставки по перевозке нефтепродуктов моторным танкером, который довез их только до Мурманска, не имелось. В то же время Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 07.06.2018 встал на сторону компании "Gazprom Neft Trading GmbH". По его мнению, то, что в связи с повреждением судна перевозка была формально разделена на два этапа, не меняет существа отношений, а значит, нулевая ставка НДС правомерна. После чего Арбитражный суд Северо-Западного округа 28.09.2018 снова принял решение в пользу владельца танкера. По его мнению, после аннулирования первоначального коносамента коносамент на внутрироссийскую часть перевозки формально не подтверждает международный характер перевозки нефтепродуктов.

Решение Конституционного Суда

Высший суд счел правомерным применение ставки НДС 0 процентов, если:

  • налогоплательщик фактически оказывал соответствующие услуги только на внутрироссийском этапе международной перевозки в связи с наступлением непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств;

  • он представил документы, подтверждающие связь предоставления судна с завершенной экспортной операцией, а также факт наступления непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств, в связи с которыми продолжение международной перевозки стало невозможным.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...