Бухучет при работе в условиях распространения коронавируса

Информация Министерства финансов РФ № ПЗ-14/2020 от 15.07.2020

22.09.2020  

Минфин России пояснил, как формировать в бухгалтерском учете информацию об активах и расходах, которые появились у работодателей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Новые расходы по обычным видам деятельности

В соответствии с ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы по обычным видам деятельности – это:

  • траты, необходимые для производственного процесса и продажи готовой продукции;

  • траты в связи с приобретением и дальнейшей продажей товаров;

  • траты, необходимые для выполнения работ или оказания услуг.

При этом в составе таких расходов выделяют материальные затраты, затраты на оплату труда, страховые взносы, амортизацию и прочие затраты, связанные с обычными видами деятельности.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции для ведения обычных видов деятельности организациям приходится тратиться на защиту от коронавируса, в том числе:

  • закупать дезинфицирующие средства;

  • тестировать персонал на коронавирус или на наличие иммунитета к COVID-19.

Средства для дезинфекции относятся к материально-производственным запасам, так же как и «противокоронавирусные» средства индивидуальной защиты, санитарно-гигиенический инвентарь (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы) и медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты), если они не соответствуют критериями отнесения к основным средствам.

Кроме того, в связи с переводом персонала на «удаленку» многие фирмы компенсируют своим работникам затраты, связанные с использованием их личного имущества в интересах работодателя. А еще в период действия режима повышенной готовности работодатели во избежание инфицирования работников доставляют их на работу и с работы на корпоративном транспорте.

Перечисленные затраты Минфин России предлагает относить к расходам по обычным видам деятельности. При этом не имеет значения, выполняются ли такие мероприятия силами работодателя или с привлечением сторонних исполнителей.

Пример. Учет расходов в связи с коронавирусом

ООО «Вектор» в июле приобрело дезинфицирующие средства на сумму 120 000 руб., в т.ч. НДС 20 000 руб., из которых половина передана в эксплуатацию, а также компенсировало менеджерам по продажам, работающим удаленно, стоимость электроэнергии и износ их личных компьютеров в общей сумме 30 000 руб. Такие траты «Вектор» отразил в составе расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 71 Кредит 51

- 120 000 руб. – выданы денежные средства под отчет;

Дебет 10-9 Кредит 71

- 120 000 руб. – оприходованы дезинфицирующие средства по стоимости, включая НДС;

Дебет 26 Кредит 10-9

- 60 000 руб. (120 000 руб. / 2) – переданы в эксплуатацию дезинфицирующие средства;

Дебет 44 Кредит 73

- 30 000 руб. – отражена компенсация работникам за использование их имущества;

Дебет 73* Кредит 51

- 30 000 р. – перечислена компенсация работникам.

* По мнению Минфина России, выраженному в письме от 08.11.2019 № 03-04-05/86158, такая компенсация не облагается НДФЛ, если ее сумма определена в трудовом договоре, а у работодателя есть письменный расчет суммы компенсации и копии документов о праве собственности работников на используемое имущество.

Новые прочие расходы

В условиях распространения коронавируса у организаций появились также новые виды прочих расходов, то есть затрат, не связанных с ведением обычных видов деятельности. В частности, к таким расходам относится зарплата работников, на которых распространялись Указы Президента России о ведении весной 2020 года длительного периода нерабочих дней, и начисленные на эту зарплату страховые взносы.

Пример. Начисление зарплаты за нерабочие дни

Продавцы одежды в магазине одежды ООО «Вектор» (налоговые резиденты РФ) не работали в периоды с 30 марта по 30 апреля, а также с 6 по 8 мая. Зарплата продавцов за апрель при условии полной отработки положенного времени составляет 300 000 руб. Эта сумма отражена в учете «Вектора» так:

Дебет 91-2 Кредит 70

- 300 000 руб. – начислена зарплата за апрель;

Дебет 91-2 Кредит 69

- 90 600 руб. (300 000 руб. х (22% + 2,9% + 5,1% + 0,2%)) – начислены страховые взносы;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

- 39 000 руб. (300 000 руб. х 13%) – удержан НДФЛ из зарплаты;

Дебет 70 Кредит 51

- 261 000 руб. (300 000 руб. – 39 000 руб.) – перечислена зарплата.

Освобождение от налогов и взносов

На суммы налогов, авансовых платежей по ним и страховых взносов, от уплаты которых за 2 квартал 2020 года освобождены фирмы, работающие в наиболее пострадавших от карантина отраслях экономики, следует уменьшить соответствующие расходы – например, произвести сторнировочную запись. Что касается освобождения от перечисления налога на прибыль за 2 квартал 2020 года, то Минфин России предписывает отнести такую сумму, на которую получено освобождение, в уменьшение признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 расхода по налогу на прибыль.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...