Определение Верховного Суда РФ № 307-ЭС19-27146 от 29.06.2020

14.09.2020  

За сохранность груза по закону отвечает перевозчик или экспедитор. До судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.06.2020 № А21-2566/2018 дошло дело об ответственности экспедитора при утере груза. Суд отметил, что именно экспедитор отвечает за утрату груза, так как сам выбирал перевозчика.

Суть спора

По договору транспортной экспедиции экспедитор потерял часть груза. Заказчик обратился с претензией о возмещении убытков к экспедитору. Последний отказался возмещать убытки, тогда заказчик обратился в суд.

Суд первой инстанций отказал в удовлетворении иска, обосновав так: экспедитор не несет ответственности за утрату груза, так как он не осуществлял перевозку и не отвечал за действия перевозчика. По мнению суда, он проявил достаточную осмотрительность при организации перевозки и охраны груза.

Это решение суда поддержали и вышестоящие инстанции.

Верховный суд не согласился с нижестоящими судами и удовлетворил иск заказчика, ведь по условиям договора экспедитор взял на себя ответственность за перевозку. Он организовывал доставку груза заказчика, самостоятельно искал перевозчика, с которым заключил договор на условиях по своему усмотрению, выбрал транспортное средство.

Экспедитор отвечает за надлежащий выбор перевозчика, поэтому он обязан компенсировать убытки. Верховный Суд отменил все судебные решения нижестоящих судов и взыскал ущерб с экспедитора.

Что нужно учесть при перевозке груза

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Отметим, что неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, которые нужно оформлять в установленном порядке в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554;

  • приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Ответственность экспедитора за утрату груза

Экспедитор несет ответственность в рамках статьи 803 Гражданского кодекса. Согласно положениям этой статьи, ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины.

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза и на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случаях фактического осуществления перевозки собственным транспортным средством или оформления своего транспортного документа на груз либо выражения иным образом намерения гарантировать сохранную доставку груза, в т.ч. приняв на себя ручательство за исполнение перевозки.

Так, экспедитор, виновный в утрате груза, несет ответственность в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной груза.

В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...