Рассмотрение материалов проверки продлевали дважды

Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-7786/19 от 19.02.2020

19.05.2020  

Статьями 100 и 101 НК РФ установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика по акту проверки и вынести решение по результатам рассмотрения материалов. Срок рассмотрения материалов проверки продлевается лишь на месяц и в случае допмероприятий. Превышение этого срока не считается нарушением прав налогоплательщика, если это вызвано причинами, не зависящими от проверяющих. 

Общий срок рассмотрения материалов проверки 

По итогам выездной проверки проходит ряд этапов, на каждый из которых отводитс определенное время.

Сразу после окончания проверки (в день ее окончания) инспектор составляет справку о ее проведении. После вручения справки проверка считается завершенной.

Акт о проверке проверяющие составляют не позднее двух месяцев со дня, когда была составлена справка. В акте указывают все выявленные нарушения, статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за них, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. К акту должны быть приложены документы, являющиеся доказательствами выявленных нарушений (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

После получения акта следует проверить:

  • соответствует ли он установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;

  • правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции. Нередко в них бывают арифметические ошибки;

  • не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;

  • не нарушены ли сроки проверки;

  • содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которых вы нарушили, а также на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти нарушения. В противном случае акт проверки не будет соответствовать требованиям, установленным для этого документа;

  • действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылаются налоговики;

  • каковы были ставки налогов на момент нарушения.

Акт проверки – это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку. Если в нем обнаружены ошибки и фирма не согласна с выводами проверяющих, она вправе направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это статья 100 НК РФ отводит один месяц со дня получения акта, не считая праздничные и нерабочие дни.

Как только месячный срок, отведенный для представления возражений, истек, инспекторы передают материалы проверки своему руководителю или его заместителю. Он должен рассмотреть их и принять решение в течение 10 рабочих дней. Срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Процедура ознакомления с материалами выездной проверки может включать в себя визуальный осмотр, изготовление выписок и снятие копий соответствующих документов и др. Это предусматривает Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель налоговой инспекции или его заместитель своим решением может:

  • привлечь фирму или предпринимателя к налоговой ответственности;

  • отказать в этом;

  • назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в срок, не превышающий один месяц.

Дополнительные контрольные мероприятия, когда по итогам рассмотрения материалов проверки требуются еще доказательства факта нарушения, или, наоборот, его отсутствия, предусматривает пункт 6 статьи 101 НК РФ. Это могут быть встречная проверка, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

НК РФ не предусматривает ограничение количества дополнительных мероприятий налогового контроля. Но при этом четко установлен срок проведения таких мероприятий - один месяц. То есть в рамках одной налоговой проверки может быть назначено несколько дополнительных мероприятий налогового контроля, но при этом их продолжительность не должна превышать одного месяца (см. письмо Минфина от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426). 

Из-за несущественного нарушения решение не отменят 

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов при проведении проверок требований НК РФ может служить основанием для отмены вынесенного решения. Об этом прямо сказано в пункте 14 статьи 101 НК РФ.

В силу данного пункта нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является достаточным основанием для отмены решения, вынесенного по ее итогам. В этом случае налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, не будет считаться привлеченным к ответственности, а наложенные на него штрафы аннулируются.

Но статья 101 НК РФ не дает точного определения понятию «существенные нарушения», а называет лишь некоторые условия, несоблюдение которых может отменить результаты проверки:

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;

  • обеспечение возможности представить свои объяснения по собранным материалам.

Нарушение этих условий влечет безусловную отмену принятого инспекцией решения (п.14 ст.101 НК РФ).

Вместе с тем в последнее время появляется все больше судебных решений, в которых отдельные процессуальные нарушения, в частности, связанные со сроками, судьи не относят к основаниям для отмены оспариваемых актов.

Так, в пункте 31 Постановления Пленума ВАС № 57, указано, что только при обжаловании требований об уплате сумм налога, пеней, штрафа, решение об их взыскании или возражая против иска налоговиков о взыскании этих сумм можно сослаться на несоблюдение, в частности, таких сроков:

  • проведения проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ);

  • составления акта проверки и его вручения (подп. 1, 5 ст. 100 НК РФ);

  • принятия и вручения решения по проверке (подп. 1, 9 ст. 101 НК РФ);

  • проведения допмероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Судьи в большинстве своем не отменяют решения инспекций, если нарушен только срок, установленный для их вынесения. Так, компаниям не удавалось оспорить решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки, даже если это решение вынесено с опозданием (см., к примеру, Постановление АС УО от 20.05.2015 № Ф09-1745/15). 

Суть спора и решение суда 

В рассматриваемом деле компания пыталась оспорить двукратное продление рассмотрения материалов проверки. Суд не увидел в этом нарушения прав налогоплательщика.

На момент обращения фирмы в суд проверка длилась уже больше полутора лет. Инспекция дважды увеличивала сроки рассмотрения материалов проверки – и оба раза на месяц.

Необходимость такого продления налоговики обосновали тем, что после вручения справки по результатам проведения допмероприятий поступили материалы оперативно-розыскной деятельности, и налогоплательщика нужно было с ними ознакомить.

Судьи в связи с этим признали, что такое превышение срока связано с объективной необходимостью, не зависит от налоговиков и не считается нарушением прав налогоплательщика.

Поделиться


Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Подписаться

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...