О типовых формах независимой гарантии

Федеральный закон №109-ФЗ от 16.04.2022

20.06.2022  

Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ позволил предоставлять независимую гарантию для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурентных закупках. Установлен ряд требований к такой гарантии.

Новые положения о независимой гарантии

В части 12 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» говорится о конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего бизнеса. Заявки на участие могут обеспечиваться деньгами или банковской гарантией (выбор – за участником закупки).

Комментируемый закон внес в эту норму принципиальную поправку, заменив банковскую гарантию на независимую. Плюс к тому, упомянутая статья дополнена частями 14.1 – 14.3, где сказано следующее.

Независимая гарантия должна соответствовать таким требованиям:

1) ее выдал гарант, указанный в ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (там речь идет о конкретных банках, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", фондах содействия кредитованию и др.);

2) информация о ней включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (это положение вступит в силу только с 1 апреля 2023-го);

3) гарант не может ее отозвать;

4) она содержит:

  • условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) деньги по этой гарантии не позднее 10 рабочих дней с даты, идущей за той, когда он получил соответствующее требование;
  • список документов, которые заказчик должен передать гаранту одновременно с требованием об уплате, если такой перечень установлен Правительством РФ;
  • указание на срок действия гарантии, который не может быть менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником, приведенным требованиям, – основание для отказа заказчика ее принять.

А если гарант не вовремя исполнит обязательства по гарантии, требование по которой соответствует ее условиям и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия? Тогда за каждый день просрочки гарант должен последнему неустойку (пени) в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате по гарантии.

В статью 3.4 Закона № 223-ФЗ ввели часть 31. Она посвящена независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМСП. Эту статью нарастили и частью 32, согласно которой Правительство вправе установить:

  • типовую форму независимой гарантии;
  • форму требования об уплате денег по таковой;
  • дополнительные правила для подобных гарантий;
  • перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с денежным требованием;
  • особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, для целей Закона № 223-ФЗ.

Дополнен перечень сведений, отражаемых в извещении о конкурентной закупке (новые п. 8.1 и 8.2 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В частности, это размер обеспечения заявки на участие в ней, порядок и срок его предоставления. Список информации, указываемой в документации о такой закупке, тоже расширен (в ч. 10 ст. 4 появились пункты 15.1 и 15.2 схожего содержания).

Слегка подправили статью 45 «Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий» Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, установлено, что в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) сумму по таковой не позднее 10 рабочих дней с даты, идущей за той, когда гарант получил требование от последнего. Уплата производится, если нет оговоренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении требования.

Что со сроками? 

Комментируемый НПА вступает в силу с 1 июля нынешнего года, за исключением положения, касающегося реестра независимых гарантий (на начале его действия мы сделали акцент выше). В статье 3 Закона № 109-ФЗ содержатся и предписания по срокам, учитывающие закупочную специфику. Так, Положения о закупках надо привести в соответствие с новыми требованиями и разместить в единой информсистеме до 1 октября 2022-го. Важно, что подобные требования применимы к закупкам, извещения о которых размещены (приглашения направлены) после 1 июля текущего года.

О некоторых базовых нормах

В заключение остановимся на ключевых положениях статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, в которую внесена львиная доля рассмотренных поправок.

Конкурентная закупка с участием СМСП возможна в виде конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений. Такая закупка проводится заказчиком на электронной площадке, функционирующей по единым требованиям из Закона № 44-ФЗ, а также по дополнительным, установленным Правительством. Уточнение от Минфина: предельный размер платы, которую вправе взимать оператор электронной площадки с того, с кем заключается договор, – 5 000 рублей без учета НДС (письмо от 06.11.2018 № 24-06-08/79659).

И еще. В документации о закупке заказчик вправе установить обязанность представления определенных сведений и документов (подробности – в ч. 19.1 ст. 3.4).

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Даю согласие на обработку моих персональных данных


Loading...