Когда сохраняется право на льготу в отношении машино-места?

Постановление Арбитражного суда Московского округа №Ф05-36288/21 от 16.02.2022

06.08.2022  

АС Московского округа в Постановлении от 16.02.2022 № Ф05-36288/2021 поддержал компанию, заявившую льготу по налогу на имущество в отношении машино-мест, входящих в состав многоуровневых гаражных комплексов. Арбитры отметили: регистрация права на объект недвижимости как на «машино-место» не должна лишать фирму преференции.

Первые инстанции фирме не благоволили

Обществу принадлежат объекты недвижимости (машино-места) по двум столичным адресам.

Десятого декабря 2019 года фирма подала уточненный расчет по налогу на имущество за 9 месяцев 2019-го. В нем заявлена льгота, установленная подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64, в отношении 222 машино-мест, входящих в состав двух зданий – гаражных комплексов с кадастровыми номерами 77:07:0014005:17247 и 77:07:0015009:5006. По результатам камералки данного расчета фискалы доначислили обществу налог на имущество (668 749 руб.) с пенями. УФНС оставило «приговор» неизменным, после чего фирма обратилась к служителям Фемиды.

Однако суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону контролеров. Они руководствовались Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64, статьями 21, 372 НК РФ и отталкивались от того, что компании освобождаются от налога в отношении многоэтажных гаражей-стоянок. Но такой недвижимый объект как машино-место (в т.ч. являющийся частью многоэтажного гаражного комплекса) понятию гаража-стоянки не соответствует. Значит, оснований для льготы нет.

Организация не отчаялась и подала кассационную жалобу, сославшись на нарушение арбитрами правовых норм.

Кассация: льготе быть!

Усилия компании не прошли даром – представители АС Московского округа вердикты «младших» коллег отменили, признав решение ИФНС недействительным. Цепочка рассуждений следующая.

Исходя из буквального толкования подп. 9 п. 1 ст. 4 Закона № 64, критериями для освобождения имущества от налога служат только его количественные и качественные характеристики, а именно: многоэтажность и назначение – гаражи-стоянки.

Ревизорами не оспаривалось, что машино-места расположены в многоэтажном гаражном комплексе. Вместе с тем, общество не является единственным собственником этого комплекса. Согласно сведениям из ЕГРН, ему принадлежат лишь машино-места. Но они сами по себе признаком многоэтажности не обладают. Так что основания для применения льготы отсутствовали.

Суды первых инстанций с данной позицией согласились.

Между тем, выявлено: истец, заключивший договоры участия в долевом строительстве, фактически инвестировал средства в возводимый многоуровневый гаражный комплекс.

Кассация приняла во внимание точку зрения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ из определений от 15.10.2015 № 305-КГ15-12489, от 04.12.2015 № 305-КГ15-12491 и др. Высшие арбитры не раз указывали, что льгота в отношении многоэтажных гаражей-стоянок введена в целях стимулирования их строительства. Столице важно, чтобы в жилых зонах и районах плотной застройки были специальные места для парковки и хранения автомобилей.

Вопреки выводам судей первых инстанций подпункт 9 пункта 1 статьи 4 Закона № 64 не содержит ограничений по количеству собственников. А регистрация права на недвижимость как на «машино-место» по окончании строительства (при передаче доли в объекте) не должна лишать организацию преференции, предоставленной, чтобы стимулировать возведение гаражей-стоянок.

ВС РФ предписывает арбитрам придерживаться принципа равенства при предоставлении налоговых льгот. То есть, следить, чтобы права налогоплательщиков дифференцировались по объективным и разумным критериям, отвечающим целям соответствующих законоположений (определения от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222, от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 и мн. др.).

Таким образом, льгота в полной мере должна распространяться на общество с учетом:

  • вложения им средств в строительство многоуровневого гаражного комплекса;
  • достижения эффекта – данный комплекс введен в эксплуатацию.

Иной подход ставит в неравное положение лиц, вкладывающихся в объект в целом и участвующих в строительстве в определенной доле.

Отклонен довод инспекторов, что физлица подобной льготы лишены, так как этот вопрос в предмет спора не входит. Подпункт 9 пункта 1 статьи 4 Закона № 64 посвящен освобождению от налога организаций в отношении конкретных объектов. Не сработал и аргумент, что общество в дальнейшем реализовало часть машино-мест. Из закона не следует, что льгота положена лишь при условии нахождения объекта в собственности в течение того или иного периода.

Добавим, что спустя пару месяцев ту же компанию при схожих обстоятельствах вновь ждал успех (Постановление АС МО от 18.04.2022 № Ф05-5851/2022).

Расклад в пользу компаний

ФНС России в письме от 30.05.2016 № БС-4-11/9574@, рассматривая возможность применения такой преференции, высказалась весьма лояльно. Поговорим об этом разъяснении подробнее.

Чиновники начали с того, что в Законе № 64 не указано, что понимать под многоэтажными гаражами-стоянками в целях освобождения от налогообложения. Инспекторы отталкивались от письма Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 № 90-01-01-04-04/14. В нем прописано: основание для налоговой льготы – свидетельство о госрегистрации, в котором объектом права собственности значится многоэтажный гараж-стоянка. Свидетельство же на нежилое здание (вне зависимости от наличия или отсутствия в нем парковочных площадей) для этой цели не подходит.

Но арбитры подобный подход неизменно не одобряли (см. определения ВС РФ от 15.10.2015 № 305-КГ15-12489, от 04.12.2015 № 305-КГ15-12491 и др.). Судьи исходят, в частности, из того, что для льготы достаточно документального подтверждения:

  • вхождения имущества в состав гаража-стоянки;
  • того, что это сооружение является многоэтажным.

Резюме налоговой службы. Фирма не лишается данной поблажки, если в правоустанавливающих документах объект назван не гаражом-стоянкой, а как-то иначе (автостоянкой, парковкой, паркингом и т.п.).

Лояльную позицию в 2018 году в частных разъяснениях высказывали и сотрудники Минфина. Ключевая мысль: если гараж-стоянка является многоэтажным сооружением и в нем расположены машино-места, то на них, как и на само это здание, распространяется налоговая льгота.

Тем не менее, споры с фискалами по этому вопросу все еще возникают. Шансы отстоять свою правоту в подобных разбирательствах у компаний высоки. 

На основании чего объект признается машино-местом

В заключение считаем уместным упомянуть о свежем письме ФНС от 12.05.2022 № СД-4-21/5716.

В целях налога на имущество физлиц для машино-мест применяются уменьшенные ставки, льготы для некоторых категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и др.), а также понижающие коэффициенты.

Разъяснено, какие именно документы подтверждают отнесение недвижимости к объекту вида «машино-место». Это, в частности:

  • договоры, акты;
  • выписка из ЕГРН;
  • проектная документация сооружения;
  • кадастровые или технические паспорта;
  • акт о присвоении адреса объекту с указанием номера машино-места.

Для предотвращения споров фискалам направлено для изучения Кассационное определение ВС РФ от 01.12.2021 № 4-КАД21-57-К1.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера
3 месяца подписки в подарок
Подписывайтесь на журнал
«Практическая бухгалтерия»
на 9 месяцев по цене 6!
Loading...