Отказ в возмещении НДС: когда правомерен?

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа №Ф01-1229/21 от 27.04.2021

13.09.2021  

Выявлено, что работы (услуги) приобретались для использования в деятельности казенного учреждения, то есть для операций, не облагаемых НДС. Следовательно, основания для налоговых вычетов в проверяемом периоде отсутствовали (Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.04.2021 № Ф01-1229/2021).

В возмещении налога отказать!

Инспекция провела камеральную проверку представленной учреждением уточненки по НДС за I квартал 2017 года. По ее итогам сделан вывод о неправомерном предъявлении этим предприятием к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 69 755 896 руб. по счетам-фактурам, выставленным подрядными организациями. Эти компании возводили объекты, выполняли функции технического заказчика и осуществляли авторский надзор за строительством сооружений.

Ревизоры отказали учреждению в возмещении НДС. Областное УФНС оставило решение коллег без изменения, после чего началось судебное разбирательство.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 146, 171 главного фискального документа, пришел к выводу об отсутствии у учреждения оснований для вычета налога на добавленную стоимость. Что же до апелляции, то она, дополнительно приняв во внимание статью 6 Бюджетного кодекса РФ и статью 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с «младшими» арбитрами согласилась.

Предприятие не отчаялось, подготовив кассационную жалобу. По его мнению, представители правосудия неправильно применили статьи 146, 171 НК РФ и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. У контролеров не было оснований для отказа учреждению в НДС-вычетах. В спорном периоде оно имело статус бюджетного, что подтверждается постановлением районной администрации от 03.03.2017, на основании которого внесены изменения в устав учреждения. А с 21 марта 2017 года соответствующие сведения внесены в ЕГРЮЛ. Кроме того, переданные учреждению в оперативное управление очистные и водозаборные сооружения, инженерные сети и объекты инфраструктуры предназначались для использования в облагаемой НДС деятельности.

Кассация: учреждение ошиблось

Однако окружные судьи кассационную жалобу не удовлетворили. И вот почему.

В обоснование заявленных вычетов учреждение представило ряд муниципальных контрактов, а также счета-фактуры и акты выполненных работ. Условиями данных контрактов предусмотрена передача законченных строительством объектов эксплуатирующей организации.

Вместе с тем, арбитры установили, что и в проверяемом периоде, и в периоде принятия к учету выполненных работ, по которым заявлены НДС-вычеты, предприятие имело статус казенного учреждения. Умозаключение сделано, в том числе, на основе:

  • нескольких постановлений районной администрации;
  • объяснений должностных лиц учреждения и этой администрации;
  • обстоятельств ведения учреждением налогового и бухгалтерского учета.

Выходит, оснований для заявления вычетов в I квартале 2017 года не было. Ведь работы (услуги) приобретались для использования в деятельности казенного учреждения, то есть для операций, не подлежащих обложению НДС. Служители Фемиды пришли к такому выводу, проанализировав положения статей 146 и 171 основного фискального документа.

Арбитры учли, что объекты в последующем по договорам от 06.12.2017 и от 13.12.2017 переданы в безвозмездное пользование эксплуатирующей организации (муниципальному унитарному предприятию). То есть, намерения использовать их в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, у учреждения не было.

И еще. Учреждению перечислялись субсидии, за счет которых оплачивались приобретенные работы (услуги). В состав данных субсидий была включена сумма НДС, выставленная подрядчиками.

По мнению кассации, нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций соблюдены. Доводы же кассационной жалобы по существу направлены на переоценку представленных доказательств и установленных арбитрами фактических обстоятельств. А это в компетенцию окружного суда не входит.

О «казенных» НДС-особенностях

На основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не облагается налогом на добавленную стоимость. Речь может идти, например, об услугах (в том числе, платных):

  • по разработке и согласованию конкурсной документации;
  • по подготовке, организации и проведению закрытых торгов;
  • по обеспечению военнослужащих помещениями служебного жилого фонда;
  • коммунальных, оказываемых на основании соответствующих договоров;
  • по сдаче в аренду имущества, закрепленного за казенным учреждением на праве оперативного управления.

Подробности – в письмах Минфина от 01.06.2016 № 03-07-11/31666, от 28.10.2013 № 03-03-06/4/45534, от 14.08.2015 № 03-03-05/47288 и от 17.02.2012 № 03-07-11/49, ФНС России от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@.

Финансисты подчеркивают, что счета-фактуры по упомянутым операциям казенные учреждения не составляют (письмо от 03.07.2014 № 03-07-РЗ/32152).

А вот реализация казенными учреждениями товаров – совсем другое дело. Подобные операции (допустим, реализация такими субъектами продуктов питания) облагаются НДС в общеустановленном порядке. Аналогичная картина с продажей имущества, находящегося в оперативном управлении данных учреждений. Получается, что в подобной ситуации казенное учреждение вправе поставить к вычету налог, предъявленный контрагентом (письма финансового ведомства от 06.07.2020 № 03-03-06/3/58012, от 25.07.2016 № 03-07-11/43314 и от 27.03.2015 № 03-03-05/16992, п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса).

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 основного фискального документа реализацией товаров признают передачу права собственности на них.

И еще. Подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не охватывает операции по реализации имущественных прав. Значит, реализация казенным учреждением прав на заключение договоров по размещению рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности облагается НДС. На этом сделан акцент в письме Минфина России от 05.11.2019 № 03-07-11/84895.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...