НДС со средств, полученных оператором универсального обслуживания из резерва

Письмо Федеральной налоговой службы №СД-4-3/15130@ от 10.11.2022

24.01.2023  

Представители ФНС России в письме от 10.11.2022 № СД-4-3/15130@ высказались по вопросу налогообложения НДС средств, полученных оператором универсального обслуживания из резерва такого обслуживания.

В чем суть вопроса 

Оператор универсального обслуживания получает деньги из федерального бюджета. Речь о субсидии, обусловленной применением государственных регулируемых цен при оказании этим оператором универсальных услуг связи. Включаются ли такие средства в базу по налогу на добавленную стоимость? 

ФНС: такой субсидии в НДС-базе не место 

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых в связи с применением государственных регулируемых цен, НДС-базу определяют как стоимость проданного, исчисленную исходя из фактических цен реализации. При этом суммы субсидий из бюджетов РФ в связи с применением организацией государственных регулируемых цен при определении налоговой базы не учитываются. Так сказано в пункте 2 статьи 154 главного фискального документа.

Далее из анализа положений Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», постановлений Правительства РФ от 21.04.2005 № 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи» и № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» чиновники вывели вот что. Указанные операторы получают из федерального бюджета средства (субсидии) на возмещение убытков, причиняемых в связи с оказанием универсальных услуг связи с применением государственных регулируемых цен. Учитывая предписания пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса, такие субсидии, получаемые оператором универсального обслуживания, в базу по НДС не включаются. 

Субсидии, не охватываемые спецнормой

В Информации от 21.09.2021 ФНС привела пример, когда бюджетная субсидия не исключается из НДС-базы.

Контролеры начали с того, что фирма может не учитывать в НДС-базе полученную из бюджета субсидию на основании п. 2 ст. 154 НК РФ. Это касается случаев ее предоставления компании, которая применяет государственные регулируемые цены (тарифы) или льготы.

В ходе ВНП инспекция сочла, что субсидия, выделенная из бюджета юрлицу, является возмещением недополученных доходов организациям, оказывающим населению услуги по откачке и вывозу бытовых отходов из септиков на территории муниципального образования. Цены на такие услуги государством не регулируются. А значит, субсидия не исключается из НДС-базы на основании п. 2 ст. 154 Кодекса. В итоге организацию ждали доначисления.

Компания обратилась с жалобой в УФНС, указав, что субсидия является компенсацией ее убытков в связи с оказанием населению услуг по государственным регулируемым ценам, которые сильно ниже экономически обоснованных.

Однако УФНС согласилось с коллегами, отметив, что госрегулирование цен (тарифов) производится в отношении услуг по транспортировке сточных вод с помощью централизованной системы канализации. Это не касается услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, не имеющих к ней подключения. Стало быть, в данном случае положения п. 2 ст. 154 Кодекса неприменимы. 

О лояльности высших арбитров 

Противоположный пример можно найти в Определении Коллегии ВС РФ от 01.08.2019 № 301-ЭС19-7881 (включено в Обзор судебки, утв. Президиумом ВС РФ 25.12.2019): субсидии унитарному предприятию на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту имущества муниципального образования в НДС-базу не включаются.

Компания оспаривала доначисления по НДС, но три судебные инстанции благоволили контролерам. Отмечено, что в силу п. 2 ст. 154 НК РФ в НДС-базу не включают лишь субсидии, предоставленные в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот. Спорные же субсидии не такие.

Но ВС РФ высказал особое мнение. Субсидирование расходов предприятия являлось целевым финансированием со стороны учредителя, а не способом оплаты реализованных истцом работ (услуг). Следовательно, оно не могло выступать основанием для взимания НДС с полученных сумм финансовой помощи. Значит, доначисления неоправданны.


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...