НДС и налог на прибыль при предоставлении партнерам скидок и премий?

Письмо Федеральной налоговой службы №СД-4-3/3651@ от 19.03.2021

05.06.2021  

В письме от 19.03.2021 № СД-4-3/3651@ ФНС раскрыла особенности налогообложения в ситуации, когда продавец предоставляет покупателям скидки, а также выплачивает им вознаграждение за встречные услуги.

Исходные данные

В письме рассмотрена следующая ситуация.

Фирма на основании договора оказания услуг предоставляет таксопаркам (партнерам) доступ к специализированному электронному сервису (за вознаграждение). Он позволяет им искать пассажиров и оказывать данным гражданам услуги перевозки. Фирма также является агентом партнеров по сбору денег с доставленных ими в нужное место клиентов.

Чем больше заказов у таксопарков, тем выше размер вознаграждения компании. Чтобы увеличить объем заказов, она разработала для партнеров программу лояльности, предполагающую как совместные акции, так и акции данной фирмы для таксопарков. Эти мероприятия дают партнеру право получить скидку с суммы вознаграждения компании (сервисного сбора). Итоговые расчеты стороны производят по окончании месяца. При этом фирмой установлен минимальный размер сервисного сбора, который ни при каком раскладе нельзя уменьшить на скидку.

Кроме того, организация выплачивает вознаграждение партнерам за выполнение условий договора, направленных на продвижение ее сервиса (услуг). Такие премии рассчитывают по специальному алгоритму.

Если выручка уменьшена на сумму скидок

Из пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса следует: НДС-база снижается, когда уменьшение стоимости оказанных услуг на сумму предоставляемого покупателю бонуса предусмотрено договором. А в соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ в «прибыльных» целях выручку определяют исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованное.

В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом цены в сделках между не взаимозависимыми лицами признаются рыночными на основании пункта 1 статьи 105.3 главного налогового документа.

Уменьшение сервисного сбора на сумму скидки, рассчитанной в связи с участием партнера в акциях, предусмотрено программой лояльности, являющейся частью договора между сторонами. А значит, НДС и налогом на прибыль облагают величину сервисного сбора за минусом скидок, – резюмируют представители ФНС.

Специалисты финансового ведомства также считают, что базы по НДС и налогу на прибыль определяются с учетом скидок, предоставленных контрагенту (письма от 28.05.2010 № 03-07-11/216 и от 26.12.2008 № 03-03-06/1/722).

Отметим, что схожую точку зрения ФНС России уже высказывала в письме от 01.04.2010 № 3-0-06/63. Она основана на знаковом Постановлении Президиума ВАС от 22.12.2009 № 11175/09, где подчеркнуто: для фискальных целей сумму выручки определяют с учетом скидок. Если же они предоставлены уже после отгрузки (что привело к уменьшению ранее зафиксированной цены), корректируют базу того налогового периода, в котором отражена соответствующая реализация.

В упомянутом вердикте высшие арбитры удовлетворили иск об отмене акта инспекции о доначислении НДС, пеней и штрафа. Служители Фемиды обратили внимание, что скидки, предоставленные дистрибьюторам, неразрывно связаны с продажей товара. А значит, цену реализации для целей налогообложения уменьшили правомерно.

Из решения ВАС и комментируемого письма следует, что в данной ситуации определяющую роль играет договорная основа (из соглашения должно явствовать, что скидка уменьшает стоимость товаров (работ, услуг)).

ФНС России уточняет: если скидку предоставили на дату отгрузки, в счете-фактуре сразу указывают цену реализации с учетом такого бонуса. Аналогично заполняют и другую первичку (например, товарные накладные).

Вознаграждение партнерам: что с налогами?

Объектом по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории нашей страны, а также передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому оказание партнерами услуг по продвижению сервиса фирмы облагается НДС в общем порядке, – убеждены чиновники. Фирма же на основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вправе принять данную сумму налога к вычету.

Далее отмечено, что в рамках услуг по продвижению партнеры выполняют определенные действия, направленные на повышение привлекательности сервиса на рынке (перевозят пассажиров на льготных условиях и т.п.). Распространением рекламной информации это не является. Следовательно, затраты на приобретение таких услуг партнеров фирма вправе учесть по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (как другие расходы, связанные с производством и реализацией).

Есть ли встречная услуга – вот в чем вопрос!

Итак, если покупатель оказывает продавцу встречные услуги, получая за это вознаграждение, возникает объект по НДС. Так же считают и в Минфине. Финансисты не раз рассматривали ситуацию, когда в соглашении между сторонами есть элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые последний выплачивает премии. В таком случае покупатель начисляет на сумму бонуса НДС, а продавец вправе принять его к вычету (письма от 17.07.2020 № 03-07-11/62477, от 22.01.2020 № 03-07-11/3355 и от 24.07.2019 № 03-07-11/55062).

А если вознаграждения с оказанием каких-либо ответных услуг продавцу не связаны? Тогда, по мнению чиновников, премии покупателю за выполнение конкретных условий договора (в т.ч. за достижение определенного объема закупок и продаж товаров) в НДС-базу у него не включаются.

Идентичный настрой и у служителей Фемиды. Если премии не являются оплатой за услуги, НДС на них начисляться не должен (постановления АС Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-9037/16, ФАС Московского округа от 26.09.2012 № А40-135229/11-75-538 и др.).

Весьма показательно Постановление АС Поволжского округа от 10.12.2019 № Ф06-40723/2018. Арбитры посчитали, что ревизоры ошибочно обложили НДС премии, полученные покупателями за достижение определенного объема продаж товаров поставщика. Инспекторы неверно квалифицировали эти поощрительные выплаты в качестве платы за выборку товара, то есть за услуги, оказываемые покупателями поставщику.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Loading...