Когда доходы от участия в программах лояльности облагаются НДФЛ?
Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/20469 от 17.03.2022
14.06.2022
Минфин России в письме от 17.03.2022 № 03-04-05/20469 разъяснил, когда с доходов от участия в программах лояльности с использованием банковских и дисконтных карт нужно удерживать НДФЛ.
Доходы от участия в программах лояльности
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ).
Программа лояльности – это маркетинговые мероприятия, которые направлены на увеличение продаж.
По данной программе физлицо при покупках копит баллы или бонусы, которые при достижении определенного количества дают скидку покупателю или бесплатную покупку.
В связи с этим у покупателя может возникнуть доход:
- в денежной форме – в виде перечисления на банковский счет покупателя;
- в натуральной форме – в виде полной или частичной оплаты за покупателя.
Освобождение от НДФЛ
Согласно пункту 68 статьи 217 НК РФ, доходы, полученные физлицами от участия в программах лояльности с использованием банковских и дисконтных карт, не облагаются НДФЛ, если:
- программа лояльности направлена на увеличение активности клиентов в приобретении товаров и услуг, которая предусматривает начисление бонусов (баллов, иных единиц);
- программа лояльности предусматривает выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц) дохода в денежной или натуральной форме.
Обратите внимание: начисление баллов, бонусов или других единиц характеризует активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций.
Когда придется заплатить налог
Минфин отмечает, что освобождение таких доходов от НДФЛ не действует в следующих случаях.
1. При участии лица в программах российских и иностранных организаций, присоединение к которым осуществляется не на условиях публичной оферты.
Публичная оферта – это предложение товаров, услуг, работ, выставленное неопределенному кругу лиц (независимо от пола, возраста и т.д). В статье 437 ГК РФ сказано, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Публичная оферта имеет «универсальный» текст, т.е. подходит для любого пользователя без индивидуальных условий.
Таким образом, программа лояльности должна содержать единые для всех обратившихся покупателей условия участия, начисления бонусов, балов и т.д.
2. При присоединении физлица к программам российских и иностранных организаций, условиями публичной оферты в которых предусмотрен срок для акцепта менее 30 дней и которыми предусмотрена возможность досрочного отзыва оферты.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Значит, НДФЛ придется заплатить, если по условиям программы лояльности срок действия присоединения к самой программе составляет менее 30 рабочих дней.
3. При выплате доходов в качестве вознаграждения работникам за выполнение должностных обязанностей, а также в качестве оплаты (вознаграждения) за поставленные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) или материальной помощи.