Об освобождении от аудита некоторых АО

Федеральный закон №114-ФЗ от 16.04.2022

20.06.2022  

Часть непубличных акционерных обществ освободили от обязательного аудита, а отечественных эмитентов обязали оперативно свернуть программы иностранных депозитарных расписок.

Непубличным АО жить станет легче 

Начнем с важной поправки, внесенной в статью 67.1 Гражданского кодекса Федеральным законом от 16.04.2022 № 99-ФЗ. Сейчас в пункте 5 данной статьи сказано, что акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухотчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Этот пункт изложен в новой редакции, согласно которой ПАО, а в случаях, оговоренных законом, и непубличное акционерное общество для аудита годовой бухотчетности ежегодно привлекают аудиторскую организацию, которая должна быть независима.

Получается, что непубличные АО, не подпадающие под требования Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ об обязательном аудите, от такового освобождаются. Например, это касается компаний с доходом от предпринимательства за год, предшествовавший отчетному, 800 млн руб. и ниже, сумма активов баланса у которых не более 400 млн руб.

Комментируемым нормативным актом внесены сопряженные изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». В частности, статья 88 данного НПА дополнена пунктом 3.1, который гласит: ПАО для аудита годовой бухотчетности привлекает аудиторскую организацию. Что же до непубличного общества, то оно для этих целей обращается к аудиторской фирме или индивидуальному аудитору, но если говорить об обязательной ревизии, то подойдет лишь аудиторская организация.

С поправкой корреспондирует новоиспеченный пункт 3 статьи 54 Закона № 208-ФЗ. В нем сказано, что при отсутствии обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров непубличного АО все равно вправе принять решение о подобной проверке. Если такое решение вынесено, в повестку дня годового общего собрания акционеров включается вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора).

Комментируемый НПА «надстроил» и статью 5 Закона № 307-ФЗ. Введен обязательный аудит для АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта нашей страны или муниципального образования.

Положения федеральных законов от 16.04.2022 № 99-ФЗ и 114-ФЗ, связанные с вопросами аудита, вступают в силу с 1 января будущего года. Это следует из самих этих нормативных актов и подчеркнуто специалистами Минфина России в Информсообщении от 18.04.2022 № ИС-аудит-53.

Разъяснения финансового ведомства 

Минфиновцы оперативно прореагировали на данные поправки, обнародовав 18 апреля Информационное сообщение № ИС-аудит-53. Вот о чем поведали чиновники.

Акцент сделан на том, что сокращено количество случаев обязательного аудита отчетности непубличных АО. Такие фирмы подвержены подобной проверке лишь в случаях, установленных Законом “Об аудиторской деятельности” и иными федеральными законами. До поправок же аудиту подлежала бухотчетность любого непубличного общества.

В соответствии с Законом № 307-ФЗ обязательному аудиту подвержена бухотчетность непубличных АО:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • акции которых в собственности РФ, ее субъекта и (или) муниципального образования;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • соответствующих финансовым критериям, установленным данным НПА (о них мы уже упоминали).

Другими федеральными законами предусмотрен обязательный аудит отчетности, например, следующих предприятий, созданных в форме непубличного акционерного общества: кредитных, страховых и микрофинансовых организаций.

За непубличными АО оставили право проводить инициативный аудит (в случаях, когда подобную проверку закон им в обязанность не вменяет). Он возможен, например:

  • по решению руководства фирмы;
  • требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале АО составляет 10 и более процентов.

Для обязательной ревизии непубличное общество назначает аудиторскую компанию, а для инициативной подойдет и индивидуальный аудитор. Последний вид проверки годового отчета назначается (либо – либо):

  • решением совета директоров (наблюдательного совета);
  • общим собранием акционеров;
  • определенным уставом АО лицом (органом), в компетенции которого – принимать решение о проведении общего собрания акционеров.

Еще момент, на который обратил внимание Минфин. Закон «Об акционерных обществах» приведен в соответствие с Законом «Об аудиторской деятельности» в отношении того, кто вправе проводить инициативный аудит отчетности ПАО, – исключительно аудиторская компания.

В заключение специалисты ведомства проинформировали, что скорректировано понятие независимости аудиторской организации и индивидуального аудитора, а также уточнена терминология.

Добавим, что согласно подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ компания вправе отнести затраты на аудиторские услуги к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Такие издержки обоснованы, если соответствуют положениям ст. 252 Кодекса и не направлены на получение необоснованной налоговой выгоды (см. письмо ФНС от 01.08.2018 № СД-4-3/14871). Минфиновцы не против отнесения фирмой на расходы по подп. 17 п. 1 ст. 264 ключевого фискального НПА затрат как на обязательный, так и на инициативный (добровольный) аудит (письма от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282 и от 26.01.2006 № 03-03-04/2/17).

О новом «акционном» запрете

Согласно Закону № 114-ФЗ, с 27.04.2022 вводится запрет на размещение и организацию обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг зарубежных эмитентов, удостоверяющих права в отношении таких акций. При этом Правительство РФ 16 апреля 2022 года утвердило Постановление № 672 с Правилами принятия решения о продолжении обращения за пределами нашей страны акций российских эмитентов.

Новшества оперативно прокомментировали представители Центробанка, выпустив Информацию от 19.04.2022. В ней сообщено, что с 27 апреля начинает действовать запрет на выпуск и обращение иностранных депозитарных расписок на акции российских эмитентов. Последние обязаны до 5 мая 2022 года предпринять действия для расторжения договоров, согласно которым производилось размещение ценных бумаг по иностранному праву, а также для прекращения программ депозитарных расписок. Эти процедуры будут проходить в сроки, установленные данными договорами. Для дальнейшей конвертации иностранных расписок в акции отечественного эмитента их держателю надо подтвердить, что он владел ими на день вступления в силу запрета.

У российских эмитентов есть возможность сохранить программы депозитарных расписок по решению Правительства РФ в соответствии с принятым им порядком. Направить заявление на получение такого разрешения надо до 5 мая. При положительном решении дополнительных действий от этого эмитента и держателей расписок не потребуется. В случае же отказа процедуру по расторжению договора с зарубежным банком - эмитентом депозитарных расписок следует начать в течение 5 рабочих дней.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Даю согласие на обработку моих персональных данных


Loading...