Об определении налоговых обязательств при схемах дробления бизнеса

Письмо Федеральной налоговой службы №БВ-4-7/13774@ от 14.10.2022

22.01.2023  

В письме от 14.10.2022 № БВ-4-7/13774@ ФНС, ориентируясь на подходы высших арбитров, разъяснила, как определять действительные налоговые обязательства при выявлении схем «дробления бизнеса». 

Какие постулаты взяты за ориентир

ФНС направила для использования в работе определения Судебной коллегии ВС РФ от 23.03.2022 № 307-ЭС21-17087 и № 307-ЭС21-17713. Организации добивались возврата налога, излишне уплаченного в связи с применением «упрощенки», с начисленными на эту сумму процентами.

Ключевые вопросы:

  • обладает ли «техническая компания» - элемент схемы «дробления бизнеса» правом на возврат налога, уплачиваемого в связи с применением спецрежима;
  • должны ли проверяющие при определении действительных «общережимных» обязательств организатора такой схемы учитывать налоги, уплаченные техкомпаниями на спецрежиме.

В приведенных делах действительные обязательства организатора «дробления бизнеса» фискалы рассчитали без учета налога, уплаченного при УСН элементами этой схемы. ВС РФ указал: поскольку заявители не являются лицами, чьи права и законные интересы нарушены, права на возврат налога они не имеют. Что же до второго вопроса, то, по мнению судей, надо консолидировать налоги, уплаченные с доходов, таким образом, как если бы проверяемая организация уплачивала спецрежимный налог за подконтрольных лиц.

Схожие суждения можно найти в п. 28 письма ФНС РФ от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@. При выявлении схемы «дробления бизнеса» действительные налоговые обязательства ее организатора надо определять, учитывая:

  • как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы;
  • вычеты по НДС;
  • налоги, уплаченные в рамках спецрежимов.

Предписания чиновников 

Необходим единый подход к определению действительных налоговых обязательств при выявлении упомянутых схем. В этой связи ФНС дала такие разъяснения:

  • что касается налогов, уплаченных элементами схемы с дохода от искусственно разделенной деятельности. Они наряду с доходами и расходами, а также ранее не заявленными НДС-вычетами должны учитываться при определении размеров налогов по ОСН, а также пеней и штрафов, доначисляемых организатору схемы. Величину доначислений уменьшают таким образом, как если бы налоги, уплачиваемые этими спецрежимниками, перечислял сам организатор. При этом спецрежимные налоги подлежат учету в первую очередь при определении доначисляемого налога на прибыль (в рамках проверяемых периодов, начиная с наиболее ранних дат возникновения недоимок). Суммы налога на прибыль считаются уплаченными в даты уплат налогов, произведенных спецрежимниками – участниками схемы. Исходя из конкретных дат «уплаты» делают перерасчет «прибыльных» пеней и штрафов;
  • при таком определении размера недоимки не применяется ограничительный срок из статьи 78 НК РФ. Ведь налоги, уплаченные участниками группы с дохода от искусственно разделенной деятельности, не могут считаться «излишком» (см. Определение ВС РФ от 25.03.2022 № 450-ПЭК21). Но соответствующие доначисления и учет производятся только в рамках периодов, охваченных проверкой;
  • решение, принятое в отношении организатора, направляют в ИФНС, где состоят на учете участники схемы. Отмечено, что возврат уплаченных ими налогов в случае подачи уточненок, «обнуливших» налоговые обязанности для образования формальной переплаты, недопустим. При принятии решения по проверке участников схемы следует уведомить о том, что налоги, уплаченные с дохода от искусственно разделенной деятельности, учтены при определении размера действительных фискальных обязательств организатора;
  • учитывая разъяснения из пункта 44 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, инспекторы должны применять изложенный порядок по конкретным решениям по проверкам. В том числе по не вступившим в силу и тем, которые вступили в силу, но срок их обжалования еще не истек. 

На что налоговики уже обращали внимание 

Схемы «дробления бизнеса», призванные принести компании те или иные налоговые преимущества, фискалы вскрывают регулярно.

В знаковом письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ (упомянутом в «нашем» документе) даны важные разъяснения. Вывод о том, что бизнес раздробили для получения необоснованной налоговой выгоды, можно сделать, если:

  • деятельность ведется через подконтрольных спецрежимников, не выполняющих реальных операций;
  • группа лиц использует одни и те же ресурсы (включая работников), тесно при этом взаимодействуя;
  • ведутся разные, но неразрывно связанные бизнес-направления, нацеленные на общий результат.

При выявлении подобных ухищрений ревизоры должны определить действительные налоговые обязательства. Для этого они используют имеющиеся у них сведения и документы, а проверяемому лицу следует оказать содействие. Подход основан на позиции Президиума ВАС РФ из Постановления от 06.07.2010 № 17152/09.

В комментируемом письме данная мысль получила развитие.

Хотел остаться на УСН – получил доначисления

Зачастую бизнес дробят, чтобы не слететь с «упрощенки». Однако подобные ухищрения чреваты. В качестве наглядного примера приведем Постановление АС ВВО от 31.03.2021 № Ф01-812/2021, поддержанное высшей инстанцией.

По итогам проверки общество ждали значимые доначисления. Первые инстанции их одобрили, согласившись с тем, что фирма раздробила бизнес с целью сохранить право на УСН. Дабы не выйти за «упрощенный» лимит, занижались доходы с помощью их перераспределения на подконтрольные организации. Кассация оставила вердикты неизменными. Ведь умысел доказан. Все обстоятельства говорят о создании схемы. Значит, общережимные налоги доначислены обществу правомерно. Сделанный ИФНС расчет его налоговых обязательств (исходя из подлинного содержания операций) судьи одобрили.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...