Об изменении порядка закупок
Федеральный закон №104-ФЗ от 16.04.2022
20.06.2022
Серьезно подправлены федеральные законы от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Цель новшеств – поддержка заказчиков и участников госзакупок. Рассмотрим ключевые изменения.
Изменения в части сроков
Статью 3 Закона № 223-ФЗ дополнили ч. 5.3 и 5.4. В них установлен срок оплаты заказчиком – не более 7 рабочих дней с даты приемки товара, работы, услуги. Однако есть исключения. Это случаи, когда иной срок оплаты определен:
- законодательством, Правительством РФ для обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
- заказчиком в положении о закупке. Тогда в него включают конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таковых. Там же закрепляют перечень товаров, работ, услуг, при закупках которых применяются данные сроки.
Поправки вступили в силу 16 апреля.
Обратим внимание, что схожие корректировки по срокам не так давно внесены в части закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (см. Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417).
В новой редакции изложена ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В ней сказано о сроке оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов, который предусмотрен контрактом, заключенным по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Если извещение о закупке размещено в единой информсистеме (ЕИС) либо приглашения поучаствовать в ней направлены с 1 января по 30 апреля нынешнего года включительно, этот срок должен составлять не более 15 рабочих дней. Если же закупку объявили с 1 мая 2022-го, срок не должен превышать семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Но тут опять же не обошлось без исключений. Речь о случаях, когда:
- иной срок оплаты установлен законодательством;
- документ о приемке оформлен без использования ЕИС. Тогда срок оплаты не должен превышать 10 рабочих дней с даты его подписания;
- в соответствии с законодательством расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению;
- Правительство РФ для обеспечения обороноспособности и безопасности государства установило иной срок.
Эти нововведения также уже действуют. Добавим, что для некоторых заказчиков предусмотрен переходный период (подробности – в п. 11 и 12 ст. 6 Закона № 104-ФЗ).
И еще. Слегка подрос срок направления проекта контракта победителю электронного запроса котировок. Раньше на это отводилось три часа. Теперь же п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ гласит: заказчик формирует и размещает в единой информсистеме и на электронной площадке проект не позднее одного рабочего дня, идущего за днем размещения в ЕИС итогового протокола.
Обеспечение контракта и закрытые закупки
Смягчены требования к контрактному обеспечению. Статью 112 Закона № 44-ФЗ «надстроили» частью 64.1, которая позволяет заказчику до конца 2022 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении о закупке, приглашении, документах о закупке, в проекте контракта. Но правило не действует, если контрактом предусмотрен аванс, расчеты по которому не подлежат казначейскому сопровождению.
Еще одно значимое новшество – расширился круг заказчиков, способных проводить закрытые закупки. Речь о тех, в отношении кого недружественные России государства ввели санкции и (или) ограничительные меры. Перечень таких заказчиков должно составить Правительство.
Оптимизированы строительные закупки
Предметом договора могут быть одновременно:
- подготовка проектной документации;
- выполнение инженерных изысканий, работ по строительству, реконструкции, капремонту возводимого здания;
- поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации этого объекта, если таковое предусмотрено проектной документацией.
Поправка (новая часть 4 статьи 3.1-3 Закона № 223-ФЗ) позволит проводить строительные закупки «под ключ». Она начнет действовать с 1 июля текущего года.
Имейте в виду, что закупка «под ключ» не должна противоречить положению о закупочной деятельности заказчика (подробнее – в письмах ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35236/20 и от 01.06.2020 № ИА/45946/20).
Поправка такого толка внесена и в Закон № 44-ФЗ. Речь о случае, когда проектной документацией предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации возводимого сооружения. Тогда до 01.01.2024 предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта может являться поставка данного оборудования. Уточнено, что в контракте надо раздельно указать стоимость:
- работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту;
- поставки оговоренного проектной документацией оборудования.
Иные значимые новшества
Обращает на себя внимание «довесок» в статью 22 Закона № 44-ФЗ в виде части 18.1, запрещающей определение и обоснование с использованием инвалюты:
- начальной (максимальной) цены контракта;
- цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрет не касается случая обоснования и определения таких цен заказчиком, ведущим деятельность на территории иностранного государства.
Кроме того, при определении таких цен больше не используется информация о котировках на иностранных биржах.
Идем дальше. В пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ обозначено то, что не позволено включать в описание предмета конкурентной закупки. С 1 июля этого года из запретного перечня уйдет наименование страны происхождения товара. Значит, в упомянутое описание включать его будет можно.
И еще. Заказчику в определенной ситуации разрешили проводить электронный запрос котировок по Закону № 44-ФЗ независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок. Речь о случае, когда происходит закупка, по итогам которой заключают контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Раньше в этой норме (подп. "а" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ) было множество уточнений, которых теперь не осталось.