Решение о взыскании недоимки: когда признают недействительным?

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа №Ф04-2423/21 от 18.05.2021

07.11.2021  

Ревизоры пропустили срок на принятие решения о принудительном взыскании недоимки из средств на счетах фирмы. Стало быть, такой «приговор» контролеров неправомерен, резюмировал АС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 18.05.2021 № Ф04-2423/2021.

С чего всё началось

ИФНС в период с 28.12.2017 по 22.08.2018 провела в отношении общества выездную проверку. По ее итогам принято решение от 19 марта 2019 года о доначислении фирме:

  • налога на прибыль (824 657 руб.) с пенями (358 635,64 руб.);
  • налога на добавленную стоимость (782 463 руб.) с пенями (368 368,39 руб.).

Областное УФНС оставило «приговор» без изменения.

Тринадцатого января 2020 года фискалы направили обществу требование о перечислении в бюджет задолженности по состоянию на 31.12.2019, в котором предложено уплатить недоимку до 30.01.2020. Бездействие компании вынудило инспекцию принять решение от 07.02.2020 № 2068 о взыскании причитающегося бюджету из средств на счетах общества. Обращение в вышестоящую инстанцию ничего не дало – УФНС оставило жалобу фирмы без удовлетворения. Тогда она затеяла разбирательство, упирая на то, что решение от 7 февраля 2020-го полностью не соответствует закону, нарушает права и интересы организации.

Все инстанции благоволили фирме

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону компании. Представители правосудия пришли к выводу о пропуске чиновниками срока на принятие решения о взыскании с фирмы средств. Арбитры руководствовались:

  • положениями статей 65, 198, 200 и 201 АПК РФ, статей 45, 46, 69, 70, 101, 101.2, 101.3, 138, 139.1 и 140 основного фискального документа;
  • позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 14.11.2019 № 305-ЭС19-14421 и от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960;
  • точкой зрения КС РФ из определений от 20.04.2017 № 790-О и от 24.12.2013 № 1988-О;
  • пунктами 6, 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71;
  • пунктом 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57;
  • письмом ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных НК РФ».

Контролеры не отчаялись и подали кассационную жалобу, сославшись на нарушение служителями Фемиды правовых норм, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. По мнению чиновников, умозаключение о пропуске срока на взыскание суммы, доначисленной решением инспекции от 19.03.2019, является ошибочным. А ссылка арбитров на Определение ВС РФ от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 неуместна.

Но судьи округа оставили вердикты «младших» коллег без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. На то были следующие причины.

Опоздали с решением о взыскании – пеняйте на себя!

Решение от 19.03.2019 инспекторам следовало вручить обществу или направить ему по почте не позднее 26 марта 2019 года. Это вытекает из законодательных норм (в том числе, положений статьи 101 НК РФ), с учетом представленных доказательств, возражений и доводов сторон. Однако данное решение вручили организации 24.10.2019, то есть спустя 7 месяцев после вынесения, хотя компания от его получения не уклонялась. Решение же о взыскании фискалам следовало принять в октябре 2019-го, но это сделано лишь 7 февраля 2020-го.

Несоблюдение фискалами процессуальных сроков при налоговом контроле не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по принудительному взысканию налога, пеней, штрафа. Сроки на такие действия учитываются в продолжительности, установленной Кодексом. Высшие арбитры высказывали данную точку зрения не раз. Довод ИФНС о неприменении к настоящему делу этой позиции отклонен.

Итак, пропуск чиновниками предусмотренного пунктом 9 статьи 101 НК РФ срока вручения решения о привлечении к ответственности не влияет на порядок исчисления сроков на принятие мер по принудительному взысканию.

Решение о взыскании, принятое с опозданием, считается недействительным и исполнению не подлежит. Так сказано в пункте 3 статьи 46 главного налогового документа.

Позиция ИФНС допускает произвольное и неограниченное увеличение срока на принудительное взыскание налога за счет отодвигания момента вручения решения о наказании. Это позволяет искусственно увеличить глубину проверки и не соответствует принципу определенности налогообложения.

В рассмотренной ситуации чиновниками пропущен срок на принятие решения о взимании недоимки за счет средств на банковских счетах компании. А значит, принудительное взыскание с общества задолженности в порядке статьи 46 НК РФ по оспариваемому решению инспекции неправомерно.

Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены вердиктов коллег суд округа не обнаружил.

Нерасторопных ждет фиаско

Как мы видим, подход представителей правосудия к рассмотренному вопросу основан не только на нормах закона, но и на позиции высших судебных инстанций.

Федеральные арбитры выносят такие вердикты регулярно. Еще один недавний пример – Постановление АС ЗСО от 12.03.2021 № Ф04-791/2021. Инспекторы приняли решение о взыскании доначислений из средств на счетах организации. Та обратилась в суд с заявлением о признании «приговора» недействительным, и все инстанции (как и в нашем деле) встали на сторону фирмы. Ведь решение о взыскании можно было вынести не позже 01.04.2019. Решение же, принятое с опозданием (в данном случае – 11 ноября 2019-го), считается недействительным и исполнению не подлежит. Раз ИФНС указанный срок пропустила, принудительно взыскивать с компании недоимку было нельзя.

Упомянем и свежее Постановление АС СКО от 16.04.2021 № Ф08-2908/2021. Фискалы приняли решение о взыскании недоимки, выйдя за пределы оговоренного НК РФ срока. А значит, по мнению арбитров, инспекция утратила возможность взимания спорной суммы с предприятия.

Пропуск процессуальных сроков также вышел налоговикам боком в постановлениях АС МО от 18.02.2020 № Ф05-11376/2017, АС СКО от 06.05.2015 № Ф08-1999/2015, ФАС ЦО от 17.03.2014 № А64-3437/2013 и др.

Итак, решение о взыскании контролеры далеко не всегда принимают своевременно, и на этом их можно подловить.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...