При возмещении недополученных доходов ПБУ 13/2000 не применяют

Письмо Министерства финансов РФ №07-01-09/79827 от 11.09.2020

28.11.2020  

В письме от 11.09.2020 № 07-01-09/79827 Минфин сделал акцент на недавно включенном в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» случае, когда данный бухгалтерский стандарт не задействуют.

О чем гласит новая норма

ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н, установлены правила отражения в бухучете госпомощи, полученной и использованной российскими коммерческими организациями.

В комментируемом письме финансисты обратили внимание на один из случаев, когда данное Положение не применяют. Речь о госпомощи (признаваемой экономической выгодой юрлица), связанной с возмещением из бюджета недополученных фирмой доходов или финансовым обеспечением трат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.

Эта норма появилась в пункте 3 ПБУ 13/2000 совсем недавно – она введена Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н, который привел правила бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20. Предприятия обязаны применять новшества, предусмотренные Приказом № 248н, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако фирмам не запрещено так поступить и раньше. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом финансового ведомства от 06.10.2008 № 106н) данное решение необходимо раскрыть в бухотчетности за год, в котором впервые применены изменения (см. Информационное сообщение Минфина от 04.02.2019 № ИС-учет-16).

К спецправилам теперь прибегают реже

В пункте 3 ПБУ 13/2000 содержится закрытый перечень ситуаций, когда это Положение не задействуется. Помимо вышеупомянутой, речь идет о случаях получения госпомощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной:

  • с государственным регулированием цен и тарифов;
  • с применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление фискальных льгот, отсрочки или рассрочки, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
  • с участием РФ, российских субъектов и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах компаний, уставных фондах ГУП и МУП, в том числе передачей бюджетных средств в связи с таким участием.

Отметим, что последняя норма скорректирована тем же Приказом Минфина России № 248н. Раньше в ней говорилось лишь о российском участии в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.

Таким образом, данный перечень исключений с недавних пор несколько расширен. Перечисленные в нем поступления не рассматриваются в качестве госпомощи, подпадающей под действие 13-го бухгалтерского стандарта. Суммы, получаемые из бюджетов различных уровней на подобные цели, следует учитывать в общем порядке, оговоренном ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). Наглядный пример – предусмотренные договором компенсации за счет бюджетных средств в связи с государственным регулированием тарифов. Специалисты главного финансового ведомства не раз обращали внимание, что их включают в доходы по обычным видам деятельности согласно пункту 5 ПБУ 9/99 наряду с полученной (подлежащей получению) платой по установленному тарифу. Такую выручку отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (см. письмо от 04.07.2018 № 07-01-09/46266, приложение к письму от 21.01.2019 № 07-04-09/2654).

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA
    Бухгалтерия.ru
    Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.