Можно ли привлечь работника к дисциплинарке за «неправильное» общение с клиентами?

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ №14-6/ООГ-8023 от 20.08.2021

27.11.2021  

Работодатель установил требования к одежде (дресс-код) и требования к общению с клиентами. В требованиях к общению предусмотрены разрешенные и запрещенные выражения, установлена обязанность применять исключительно деловую лексику, а также штрафы за допущенные нарушения. Правомерно ли введение данных требований? Отвечает Минтруд России в письме от 20.08.2021 г. № 14-6/ООГ-8023.

Требования к общению с клиентами работодатель вправе устанавливать

Согласно части 2 статьи 21 Трудового кодекса работник обязан, в частности:

  • добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя, трудовую дисциплину.

Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

Так, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения работников внутри организации.

Значит, работодатель вправе закрепить требованиях к общению (разрешенные и запрещенные выражения) и обязанность применять исключительно деловую лексику. Многие применяют такую фразу «Работник обязан вежливо и корректно обращаться с клиентами, не допускать грубое обращение с клиентом».

Кроме того, во внутренних документах организации останавливают к работнику-нарушителю меры дисциплинарного воздействия.

Обратите внимание: до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть до подписания трудового договора работник знает обо всех своих обязанностях.

О дресс-коде работника

Введение работодателем требований к внешнему виду, стилю или форме одежды работников принципиально не противоречит трудовому законодательству.

В данном случае такие требования также должны быть предусмотрены трудовым договором или локальным нормативным актом (должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.), с которым работник ознакомлен под подпись.

Об этом разъяснял Роструд России в письме от 18.03.2021 г. № ПГ/04981-6-1

Дисциплинарные взыскания

За нарушение трудовой дисциплины к работнику могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.

Так, зафиксировав требования к общению с клиентами и обязанность дресс-кода работника в ЛНА, работодатель может работника «наказать» за нарушения.

В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • увольнения по соответствующим основаниям.

Минтруд в комментируемом письме отмечает, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Отметим, часть 4 статьи 192 устанавливает требование, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Имейте в виду, что работник может посчитать применение к нему наказания незаконным или слишком строгим и обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...