Вправе ли проверяющие истребовать «оборотки» и карточки счетов?

Постановление Арбитражного суда Московского округа №Ф05-5915/22 от 07.04.2022

19.08.2022  

АС Московского округа поддержал инспекторов, посчитав, что при выездной проверке они имели право истребовать оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов. Фирма представила их с опозданием, за что и поплатилась.

Компанию не устроило частичное снятие штрафа…

В ходе выездной налоговой проверки обществу на основании статьи 93 НК РФ выставили требования от 02.02.2021 и 03.02.2021 о представлении документов (информации). Компания уведомила ревизоров о невозможности своевременно передать запрошенное, поскольку объем нужного им слишком велик. В этой связи срок неоднократно продляли в течение февраля – апреля 2021-го. Организация представляла документы частями, но по некоторым бумагам все же пропустила установленный срок. За это ее оштрафовали по пункту 1 статьи 126 НК РФ на 29 200 руб. Данной нормой предусмотрена санкция за непредставление налоговикам истребованного ими в размере 200 руб. за каждый непредъявленный вовремя документ. Величина штрафа (29 200 руб.) – результат умножения 146 документов на 200 руб.

Общество обратилось к служителям Фемиды. Суд первой инстанции «забраковал» штраф в размере 23 800 руб., а в остальной части фирме отказал. Апелляция с коллегами согласилась.

Тогда компания подала кассационную жалобу, сославшись на несоответствие выводов судей обстоятельствам дела и на неверное применение ими правовых норм.

… но суд округа ей навстречу не пошел

Однако АС МО не нашел оснований для отмены вердиктов:

  • изучив материалы дела;
  • проверив соответствие выводов коллег всем доказательствам, обоснованность применения ими норм права;
  • исследовав доводы кассационной жалобы и возражения на них;
  • заслушав представителей сторон.

Установлено, что налоговики действовали в рамках своих полномочий. Общество же не уклонялось от представления истребованного, принимая меры для исполнения обязанности, возложенной пунктом 3 статьи 93 ключевого фискального НПА. Но часть запрошенного (оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов) подали с пропуском срока.

Фирма упирала на необоснованность привлечения ее по 126-й статье за несвоевременное представление «обороток» и карточек. Однако арбитры обратились к п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148, где, в числе прочего, сказано: для налогообложения важны и данные регистров бухучета. А Минфин в письме от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отметил, что при выездной проверке контролеры вправе изучить регистры бухгалтерского и налогового учета, ведущиеся в установленном порядке.

Позицию ИФНС о правомерности запроса карточек счетов и оборотно-сальдовых ведомостей подтверждает судебная практика (Определение ВС РФ от 18.09.2020 № 307-ЭС20-12414).

Вместе с тем, выявлено, что ревизорами завышено количество несвоевременно представленных фирмой документов. Они сделали расчет, не приняв к сведению особенности учета общества, что неоправданно увеличило размер санкции. Ее следовало определять по количеству регистров, а не по числу карточек на каждый счет. Судьи определили штраф в 5 400 руб., исходя из 27 бухгалтерских регистров. Поэтому требования компании удовлетворены в части снятия излишнего штрафа в 23 800 руб. (29 200 – 5 400).

Нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены вердиктов, кассация не обнаружила.

Налоговиков лучше уважить 

Пару слов об Определении ВС РФ № 307-ЭС20-12414, взятом арбитрами за ориентир.

Фирму оштрафовали по п. 1 ст. 126 Кодекса за то, что она не представила карточки некоторых счетов бухучета. По мнению проверяющих, правильность исчисления, уплаты налогов на прибыль и имущество, НДС подтверждается, в том числе, этими карточками. Для определения фискальных обязательств важен финансовый результат, а он формируется и на основе таких данных.

Судьи выявили, что бумаги не представлены, причем фирма не обращалась в ИФНС с заявлением о невозможности вовремя их подготовить. Нет и свидетельств утраты запрашиваемого. Значит, фирма наказана по делу.

Подобные споры – не редкость, что неудивительно, так как представлять контролерам лишнее не хочется никому. Но если запрашиваемые регистры бухучета у компании действительно есть, безопаснее снабдить ими ИФНС. Ведь арбитры регулярно подчеркивают: инспекторы вправе истребовать любые документы (в т.ч. «оборотки», карточки/расшифровки счетов и главную книгу) для проверки правильности расчета и уплаты налогов. Наглядные примеры – постановления АС УО от 12.05.2021 № Ф09-2354/21, МО от 23.03.2021 № Ф05-3393/2021, ЦО от 17.05.2018 № Ф10-1416/2018 и от 29.07.2015 № Ф10-2173/2015.

Вместе с тем, за отказ снабдить фискалов затребованными бумагами, которых у организации нет и никогда не было, наказать по п. 1 ст. 126 Кодекса нельзя (см. Постановление АС ЗСО от 05.08.2019 № Ф04-3462/2018, одобренное высшей инстанцией). И еще: установление штрафа по этой норме исходя из предположительного числа документов недопустимо (постановления Президиума ВАС от 08.04.2008 № 15333/07, АС УО от 22.06.2020 № Ф09-1131/20).

А если «камералка»? 

А вот при камеральных ревизиях шансы на успех у компаний неплохие. Свидетельство тому – Постановление АС ВВО от 20.05.2021 № Ф01-2121/2021.

Организация сдала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению из бюджета. Фискалы в рамках «камералки» этого отчета затребовали у компании, в том числе, оборотно-сальдовые ведомости по некоторым бухгалтерским счетам. Фирма их не представила, за что была оштрафована по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Но суды всех трех инстанций данное решение ИФНС «забраковали». Арбитры отметили, что при такой «камералке» ревизоры вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов. Компания своевременно снабдила инспекторов счетом-фактурой, товарной накладной и договором купли-продажи оборудования. «Оборотки» же не являются документами, говорящими о правомерности НДС-вычетов.

При схожих обстоятельствах компанию ждал успех в Постановлении АС ЦО от 30.05.2018 № Ф10-2225/2017. Правда, порой арбитры встают и на сторону контролеров (Постановление АС УО от 24.07.2019 № Ф09-3664/19).


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера
Loading...