Лотереи и легализация доходов

Федеральный закон № 46-ФЗ от 01.03.2020

10.05.2020  

Операторы лотерей и организаторы азартных игр включены в «антиотмывочный» закон и наделены обязанностями и правами в части деятельности по выплате выигрышей. 

Федеральный закон от 01.03.2020 № 46-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О лотереях» (далее – закон № 46-ФЗ) вступает в силу  12.03.2020.

Большинство поправок внесено в главу 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). А именно в те статьи, где определен круг организаций, ответственных за исполнение закона, виды контролируемых операций и обязанности организации, которая выплачивает денежные средства.

Начнем с этих поправок (ст. 1 Закона № 46-ФЗ). 

Список субъектов 

В статью 5 Закона № 115-ФЗ «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом» внесен новый субъект – организаторы азартных игр. Под новым понятием подразумеваются организации:

  • содержащие тотализаторы и букмекерские конторы;

  • организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Также в статью 5 Закона № 115-ФЗ попали операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

Напомним, что согласно статье 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относились и относятся также:

  •  кредитные организации;

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  • операторы инвестиционных платформ;

  • страховые организации (кроме медицинских, работающих по ОМС), страховые брокеры, лизинговые компании и общества взаимного страхования;

  • организации федеральной почтовой связи;

  • ломбарды;

  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (кроме религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения);

  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

  • операторы по приему платежей;

  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные);

  • микрофинансовые организации;

  • негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

  • операторы связи. 

Виды деятельности 

Поправки, связанные с видами деятельности, подлежащими контролю, внесены в статью 6 Закона № 115-ФЗ. В новой редакции изложен абзац 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 6.

Теперь среди контролируемых сделок с движимым имуществом значится получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее. Ранее это была плата за участие и выплата выигрышей в лотерее, тотализаторе и иных основанных на риске играх, без упоминания об азартных играх.

Эти операции включены в данный список наряду с другими операциями:

  • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

  • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

  • скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Напомним, что контроль осуществляется в отношении операции на сумму, превышающую 600 000 рублей. Сделки с недвижимостью подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 000 000 рублей.

Но вне зависимости от суммы подпадают под контроль любые сделки, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. 

Идентификация клиента 

Поправки внесены в статью 7 Закона № 115-ФЗ.

Организаторы азартных игр и операторы лотерей наряду с другими организациями, осуществляющими денежные операции, получили обязанность до приема на обслуживание  идентифицировать клиента.

В отношении физических лиц устанавливать:

  • фамилию, имя, отчество, дату рождения;

  • гражданство;

  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;

  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;

  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

  • ИНН (при наличии).

В отношении юридических лиц устанавливать:

  • наименование, организационно-правовую форму;

  • ИНН российской или код иностранной организации;

  • ОГРН и адрес российского юридического лица, регистрационный номер, место регистрации и адрес иностранного юридического лица.

При выигрыше на сумму менее 15 000 рублей его идентификация не проводится.

Идентификация проводится обязательно, если у работников, проводящих операцию, возникают подозрения, что данная сделка осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. 

Упрощенная идентификация 

Операторам лотерей предоставлено право проводить упрощенную идентификацию физического лица при выплате, передаче или предоставлении выигрыша на сумму, не превышающую 100 000 рублей. Это тоже установлено поправками в статью 7 Закона № 115-ФЗ.

Упрощенная идентификация клиента – это установление данных о физлице одним из способов:

  • на основании оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов, предъявляемых им лично;

  • на основании направленных им (в том числе в электронном виде) нужных сведений о себе (фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, номера мобильного телефона).

Упрощенная идентификация возможна только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6  Закона № 115-ФЗ;

  • в отношении клиента отсутствуют сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

  • у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, нет подозрений в том, что целью клиента является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля.

Договор об участии в лотерее 

В Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ) в новой редакции изложена часть 6.1 статьи 20 о новых требованиях к заключению договоров об участии в лотерее (статья 2 Закона № 46-ФЗ).

В частности, участник лотереи должен быть не моложе 18 лет.

А распространитель не вправе выплачивать, передавать или предоставлять участнику лотереи выигрыши в сумме более 15 000 рублей, если он не получил от оператора лотереи подтверждение о проведении идентификации или упрощенной идентификации участника лотереи.

Поделиться


Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Подписаться

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...