Компания должна предоставить по требованию налоговой карточки счетов

Определение Верховного Суда РФ №307-ЭС20-12414 от 18.09.2020

09.01.2021  

ВС РФ поддержал инспекторов, оштрафовавших фирму за непредставление карточек ряда бухгалтерских счетов (Определение от 18.09.2020 № 307-ЭС20-12414).

Незаконность штрафа доказать не удалось

Непредставление налоговикам тех или иных бумаг либо сведений, необходимых им при проверке, грозит фирме 200-рублевым штрафом по пункту 1 статьи 126 НК РФ за каждый отсутствующий документ. Отметим, что арбитры считают недопустимым установление штрафа по данной норме исходя из предположительного количества документов (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, АС Уральского округа от 22.06.2020 № Ф09-1131/20).

Судьи высокой инстанции согласились с коллегами, вынесшими решение по следующему спору.

Организацию оштрафовали по п. 1 ст. 126 Кодекса за то, что она не исполнила требование контролеров о представлении карточек некоторых счетов бухучета (23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др.). По мнению ИФНС, правильность исчисления, уплаты налогов на прибыль и имущество, НДС за проверяемый период подтверждается, в том числе, этими карточками. Дело в том, что в законодательстве нет перечня документов, которые надо вести в фискальных целях. Для определения налоговых обязательств предприятия важен финансовый результат, а он формируется на основе данных из карточек счетов.

Судьи установили, что документы не представлены, причем фирма не обращалась в ИФНС с заявлением о невозможности вовремя их подготовить. Нет и свидетельств утраты запрашиваемых материалов. Напротив, не ссылаясь на их отсутствие, фирма указала – бухгалтерские карточки не являются основанием для расчета и уплаты налогов, а значит, «снабжать» ими инспекторов компания не обязана.

Но арбитры решили, что в бездействии организации имеется состав вмененного правонарушения.

Истребование бухгалтерских регистров – не редкость

Споры между компаниями и ревизорами в подобных ситуациях возникают регулярно. Что неудивительно, ведь представлять чиновникам лишнего не хочется никому. Оперативное изготовление копий, их заверение, объединение в прошивки (см. Приложение № 18 к Приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) требует времени и сил. Возникнут и доптраты, которые фирме никто не возместит (расходы на бумагу, картриджи для принтера и копира, зарплату работников, брошенных на выполнение этой задачи, и др.).

Налоговая служба убеждена, что инспекторы вправе истребовать любые необходимые им документы (в том числе, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки бухгалтерских счетов, главную книгу). Ведь именно ИФНС, а не проверяемое лицо определяет полноту нужной первички, регистров, аналитических материалов. При этом перечень данных, на основе которых формируется объект налогообложения, не закрыт. Ревизорам же требуется всесторонняя, полная и объективная картина (Решение ФНС от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@).

Идентичный настрой и у специалистов Минфина, считающих, что фискалы во время ревизии имеют право ознакомиться, в том числе, с регистрами бухучета. Правда, если согласно учетной политике организация не ведет конкретные регистры, в частности, в форме карточек, штрафовать за их непредставление нельзя (см. письма от 25.01.2012 № 07-02-06/10 и от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228). Последняя мысль находит отражение в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 № А33-9732/07.

Соглашаются с чиновниками и многие суды. Наглядный пример – Постановление АС Центрального округа от 29.07.2015 № Ф10-2173/2015. Арбитры одобрили санкции по п. 1 ст. 126 НК РФ за неподачу затребованных «обороток», карточек и анализов счетов. Инспекторы имеют право посмотреть регистры бухучета, ведущиеся в установленном порядке, если содержащаяся в них информация необходима для проверки налогов. Схожие выводы можно найти в постановлениях АС Уральского округа от 22.03.2019 № Ф09-781/19, АС Центрального округа от 17.05.2018 № Ф10-1416/2018 и др. Как мы видим, эту точку зрения разделяет ВС РФ.

Правда, порой успех сопутствует и фирмам. Так, служители Фемиды отмечали, что, например, «оборотки» в фискальных целях не являются обязательными. Инспекторы не обосновали, каким образом эти регистры связаны с исчислением и уплатой налогов (постановления АС Западно-Сибирского округа от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018, от 26.03.2013 № А03-7357/2012). Иногда судьи устанавливали – в затребованных документах бухучета нет сведений, необходимых для налогообложения, стало быть, контролеры неправы (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 № А40-54137/11-116-156).

Однако при наличии регистров бухучета компании все же безопаснее их представить.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA
    Бухгалтерия.ru
    Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.