Ликвидация ООО в добровольном порядке

Решение Федеральной налоговой службы № КЧ-4-9/7354@ от 30.04.2020

26.09.2020  

Центральный аппарат ФНС России в своем решении от 30.04.2020 № КЧ-4-9/7354@ разъясняет о порядке ликвидации ООО в добровольном порядке по спору между ИФНС и организацией. Разберем подробно.

Напомним сначала об этапах добровольной ликвидации:

  • принятие решения о ликвидации;

  • назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора;

  • составление промежуточного ликвидационного баланса;

  • погашение задолженности перед кредиторами;

  • составление ликвидационного баланса;

  • расчеты с учредителями;

  • государственная регистрация ликвидации фирмы.

Срок для ликвидации

С 1 сентября 2017 года установлен срок для добровольной ликвидации ООО. Соответствующие изменения внесены в статью 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Так, срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год. Указанный срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Если участники общества отменили свое решение о ликвидации либо истек установленный срок, то повторное принятие решения о добровольной ликвидации возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

Так, в комментируемом споре 10.10.2018 в Реестр внесена запись на основании протокола общего собрания участников ООО от 02.10.2018, из которого следует, что данные лица единогласно решили, в том числе приступить к процедуре добровольной ликвидации. А документы на ликвидацию представили, когда уже годичный срок истек. Соответственно, инспекторы правомерно отказали в регистрации ликвидации.

Решение о ликвидации

Решение о ликвидации фиксируют в протоколе общего собрания учредителей (участников, акционеров) или в решении единственного участника.

Помимо решения о ликвидации в протоколе необходимо также отразить назначение ликвидационной комиссии.

В течение трех дней после того, как будет принято решение о ликвидации фирмы, об этом нужно уведомить налоговую инспекцию.

Документы, которые нужно представить в регистрирующее ведомство:

  • уведомление о принятии решения о ликвидации;

  • протокол общего собрания или решение единственного участника о ликвидации фирмы и о назначении ликвидационной комиссии;

  • уведомление о формировании ликвидационной комиссии;

  • уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса;

  • доверенность (для того, кто будет действовать от имени фирмы в целях ее ликвидации, но не вправе делать это без доверенности).

Получив уведомление о ликвидации, регистрирующее ведомство должно сделать отметку в ЕГРЮЛ о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

Через пять рабочих дней после получения документов регистрирующее ведомство выдает членам ликвидационной комиссии два свидетельства: одно – о внесении в госреестр записи о принятии решения о ликвидации, другое – о ликвидационной комиссии.

С этого момента учредителям (участникам) запрещено регистрировать:

  • любые изменения, вносимые в учредительные документы ликвидируемой фирмы;

  • фирмы, учредителем которых выступает ликвидируемая фирма;

  • фирмы, возникающие в результате реорганизации ликвидируемой фирмы.

Расчеты с кредиторами и ликвидационный баланс

После того как промежуточный баланс будет утвержден и согласован с регистрирующим ведомством, можно начинать погашать долги. Порядок погашения задолженности перед кредиторами определяет ликвидационная комиссия, руководствуясь статьей 64 Гражданского кодекса.

После того как все расчеты с кредиторами будут завершены, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Обратите внимание: ФНС России разъясняет, что ликвидационный баланс может быть представлен по форме бухгалтерского баланса. К такому выводу ФНС пришла по итогам рассмотрения жалобы организации, которой было отказано в государственной регистрации ликвидации из-за отсутствия пометки "ликвидационный баланс" на бухгалтерском балансе.

Регистрация ликвидации фирмы

По закону фирма прекратит свое существование, когда запись об этом будет внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ч. 1 ГК РФ).

Для этого в регистрирующее ведомство подают заявление о регистрации фирмы в связи с ее ликвидацией.

Заявление должно быть подписано заявителем, а его подпись заверена нотариусом.

Помимо заявления, расписки и платежного поручения заявитель должен представить в регистрирующее ведомство:

  • ликвидационный баланс;

  • документ о подаче в Пенсионный фонд сведений о сотрудниках ликвидируемой фирмы.

В течение 5 дней со дня подачи документов ФНС должна внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении существования фирмы. С этого момента ликвидацию фирмы признают завершенной.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...